Главная  —  Лонгриды   —   «Таковы реалии!». Почему в Гагаузии зарплата…

«Таковы реалии!». Почему в Гагаузии зарплата меньше, чем в среднем по Молдове

Фото иллюстративное. Архив Nokta

 

В 2018 году средняя зарплата по национальной экономике по прогнозу Правительства составит 6150 леев. В Гагаузии, по расчётам Исполнительного комитета, средняя зарплата составит 4594 лея. Оба показателя из года в год растут, но разными темпами, что приводит к увеличению разрыва между ними. Nokta выяснила, почему уровень зарплат в автономии так отстаёт от общереспубликанского, можно ли его повысить и какие механизмы есть для этого у местного руководства.

 

Не праздный вопрос

 

Какая сегодня средняя зарплата в Молдове – вопрос не праздный. Этот ориентир часто упоминается работодателями в объявлениях о работе. Воспринимается такая перспектива везде по-разному. В Кишинёве, где уровень зарплат заметно выше средних по республике, обещание платить около 6 тыс. леев не вызывает особых эмоций. Совсем иначе обстоит дело в регионах. Скажем, в Гагаузии, зарплата в 300 евро, если речь не идёт о средних руководителях, довольно редкое явление.

По данным Национального бюро статистики, в III семестре 2017 года средняя зарплата в Гагаузии составляла 4228 леев при 5809 по республике. Таким образом, показатель по автономии составлял всего 72,78% от общемолдавского. Ещё в 2014 году этот уровень составлял почти 79%.

Правда, важно принимать во внимание, что высокий национальный показатель достигается за счёт средних показателей по Кишинёву и Бельцам — 6 865 и 5970 леев, соответственно (в III семестре 2017 года). При этом абсолютно все районы зафиксировали показатели средней зарплаты ниже республиканского.

Если соотносить гагаузские зарплаты с зарплатами по районам, не принимая во внимание Кишинёв и Бельцы, то автономия занимает средние позиции. Например, в сравнении с соседями, здесь зарплата меньше, чем в Тараклии (4535 леев) и Кагуле (4744 леев), но больше, чем в Леово (3749 леев) и Кантемире (4012 леев).

 

Официальная статистика и другие факторы

 

Впрочем, экономисты советуют не ориентироваться только на официальные цифры, а принимать в расчёт и некоторые другие факторы.

По словам бывшего руководителя Главного управления экономического развития Гагаузии Виталия Кюркчу, на уровень оплаты труда, который фиксирует официальная статистика, оказывает влияние то, что в автономии есть заметное количество жителей, самозанятых в форме предпринимательского патента.

«В 2016 году было 1646 патентообладателя. А ведь в стоимости патента присутствует элемент подоходного налога, но это учитывают, как стоимость от патента. Кроме того, у нас очень много сельскохозяйственных предприятий, которые нанимают сезонных работников и таким образом также их выплаты не учитываются. Кроме этого, предприниматели пользуются тем, что оформляют работников не на полный рабочий день, а на 0,5 или 0,75 ставки и соответственно официально выплачивают одну сумму и дополняют ее серыми схемами выплаты заработной платы в конвертах», — отметил Кюркчу в интервью nokta.

Что касается возможностей региональной власти повлиять на ситуацию, то, по словам эксперта, «инструментов для этого не так много и практически все они непопулярные».

 

«Эксклюзив» Гагаузии

 

Первый заместитель башкана Вадим Чебан курирующий экономический блок действующего правительства Гагаузии, рассуждает в похожем ключе. Он так же склонен считать, что официальная средняя зарплата в регионе не отражает реальную ситуацию и первым аргументом называет феномен зарплаты в конвертах. На возражение, что такая практика не является «эксклюзивом» только Гагаузии, Чебан парирует, что «здесь она больше проявляется».

«Из-за специфики экономики, доля сельского хозяйства составляет более 63%, а в сельском хозяйстве самые большие злоупотребления в части чистых зарплат», — пояснил замбашкана в комментарии для nokta.

 

Каждый десятый работник в Молдове получает всю или часть зарплаты «неофициально». Фото: Agora.md

В пользу этого тезиса говорит и официальная статистика. По данным НБС, в 2016 году из всех работающих граждан официально трудоустоено было 63,65%, в то время, как 36,35% работали на основании устных договорённостей. Большего всего неформальных работников было в сельском хозяйстве (до 47%).  При этом, из числа официально трудоустроеных каждый десятый заявил, что получает часть или даже всю зарплату «в конверте».

Фактор деятельности патентообладателей в Гагаузии Чебан так же считает важным в контексте сравнения зарплат по регионам.

«Функционирование в автономии законов о патентах и фиксированном налоге в сфере торговли позволяет некоторым работникам не декларировать свои доходы, что в итоге и отражается на низком уровне зарплат по сравнению со средним показателем по стране». – заявил он.

 

Меньше — не значит хуже?

 

Борьба с серыми зарплатами помогает собирать налоги, увеличивать бюджет, поддерживать социальную политику. Такие меры приведут к «выравниванию» официальной статистики, но на рост доходов они прямо не повлияют. Ключевой вопрос остаётся открытым: могут ли молдавские работники в условиях нынешней экономики получать, в среднем, больше? Вадим Чебан убеждает, что нет.

«Есть объективные причины! Уровень зарплаты напрямую зависит от уровня развития экономики, ее структуре, уровня ВВП страны, общего уровня человеческого развития страны и т.д. То есть, существуют объективные факторы, от которых зависит уровень заработных плат. Если возьмём такой показатель, как ВВП на душу населения в республике Молдова, то ситуация достаточно интересная, этот показатель равен примерно 2000 долларов в год. Таким образом, при таком показателе очень трудно обеспечить высокий уровень оплаты труда в месяц, то есть объективно работники могут получать 200-250 долларов в месяц. Таковы реалии нашей экономики!», — говорит Чебан.

То, что в Гагаузии низкие зарплаты, не означает, что здесь люди хуже живут, полагает замбашкана. По показателям минимальных социальных стандартов Гагаузия в числе лидеров по Молдове, здесь ниже уровень миграции, а рождаемость и прирост населения – выше, говорит Чебан.

Сравнение экономических показателей и, в частности, уровня оплаты труда в Гагаузии и промышленно-развитых городах действительно не объективно и, скажем так, малоинформативно. Если брать за основу структуру экономики, производительность труда, квалификацию рабочих, то более подходящей парой для сравнения являются южные районы.

По данным НБС за 2016 год, средняя зарплата в сельском хозяйстве в Гагаузии составила 3073 лея. По региону Юг этот показатель оказался примерно таким же – 3038 леев. Но если взять другой сектор экономики, а именно, промышленность и строительство, то вновь мы наблюдаем разрыв даже на региональном уровне. Так, в 2016 году средняя зарплата в этой области в Гагаузии составила 3912 леев, в то время как по региону Юг – 4359 леев.

 

Социальные интересы работников

 

Выходит, помимо структуры экономики и злоупотреблений в оплате труда, есть и другие обстоятельства. Некоторые из них касаются эффективности экономико-административного регулирования и взаимодействия властей с экономическими агентами. Создание рабочих мест — одна из главных задач правительства. Но в этом смысле успех состоит не только в количестве новых работников, но и в защите их социальных интересов, в том числе, по части уровня оплаты труда. Один из немногих случаев, когда государство может воздействовать на ситуацию — приход иностранных инвесторов, с которыми, как правило, заключаются инвестиционные соглашения с обозначением всех гарантий по зарплатам, объёму инвестиций и т.д. В Гагаузии эта практика применяется не всегда.

Подтверждение тому — открытие в Комрате производства Fujikura. Руководство автономии на вопросы о предполагаемой зарплате на новом предприятии, осторожно отвечает, что рабочие смогут получать не ниже среднего по экономике. На деле же, инвестор таких обязательств не имеет. Региональная власть не подписывала с концерном какого-либо инвестиционного соглашения. Fujikura работает по договору субаренды, по которому примария Комрата сдаёт предприятию отремонтированное за средства бюджета Гагаузии и находящееся на балансе центральных властей помещение.

 

Вячеслав Крачун

Заглавное фото: Sputnik.md

nokta