Главная  —  Репортажи   —   Выживают как могут. Насколько доступна столица…

Выживают как могут. Насколько доступна столица Гагаузии для людей с ограниченной свободой передвижения

Тем, кто бывал в странах Западной Европы, знакомо одно из первых впечатлений, будто бы там живёт больше людей на инвалидных колясках. Действительно, их часто можно встретить в общественном транспорте, в парках и музеях, причём, часто они находятся без всякого сопровождения. И только потом приходит понимание: людей на самом деле столько же, просто в Гагаузии (да и в Молдове) большинство из них являются затворниками поневоле. Любой выезд в город сопряжён с преодолением множества барьеров, в результате обычный поход в магазин или поликлинику превращается в опасный квест.

 

Забота «для галочки»

 

Передвигаться на коляске по Комрату непросто, однако в саму примарию удобный доступ обеспечен. Фото: nokta

Комрат, будучи столицей Гагаузской автономии, располагает самой развитой инфраструктурой из всех населённых пунктов региона. Здесь возводятся новые объекты, производится реконструкция улиц. Однако, город по-прежнему остаётся малодоступным для людей, испытывающих сложности передвижения.

В 2012 году в Молдове был принят закон о социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями. Этот документ обязывает «центральные и местные органы публичной власти, неправительственные организации, хозяйствующие субъекты, независимо от их организационно-правовой формы принимать меры по обеспечению лицам с ограниченными возможностями независимого образа жизни». На деле выясняется, что нормы этого закона не выполняются в полной мере.

Во многих  социальных учреждениях Комрата, как государственных, так и частных, конструкции у входа в здания для людей на колясках, либо вовсе отсутствуют, либо настолько высоки, что взобраться по ним не представляется возможным без посторонней помощи.

Людей, зависимых в той или иной мере от пандусов, довольно много – это могут быть граждане с переломом ног, пожилые люди и даже мамы с детскими колясками. Но жители, прикованные к инвалидной коляске, конечно, в самом уязвимом положении. Мы поговорили с несколькими из них и узнали о проблемах, с которыми они сталкиваются при передвижении по Комрату, и о том, насколько сложно бывает им попасть в то или иное учреждение.

Комратчанка Анна Станчу передвигается на коляске последние 13 лет. По её словам, в городе происходят положительные изменения, но до сих пор есть много мест, совершенно непроходимых для коляски.

Анна  СТАНЧУ: «По городу много где есть пандусы, но они очень опасные, потому что крутые. По ним нельзя ни вверх подняться, ни спуститься. Сделали их для галочки. Высокие бордюры, даже на тротуарах  не везде есть съезд для коляски».

 

 

Другая жительница Комрата Анна Патраман назвала учреждения, которые ей необходимо периодически посещать, или в которых хотелось бы бывать чаще, но пока это не представляется возможным.

Анна ПАТРАМАН: «Самые востребованные нами места – это аптеки. Мало в каких аптеках есть функциональные пандусы. Церковь – там вообще нет пандуса, поэтому  редко хожу, а хотелось бы чаще. На  почте, в торговом центре «Южный» —  для кого сделали эти пандусы, непонятно. Они абсолютно нефункциональны, и хотелось бы, чтобы их переделали. Если говорить о передвижении по городу – невозможно, например,  перейти дорогу на коляске  перед зданием Исполкома в сторону парка – там высокий бордюр. И таких мест в городе много».

 

Пешеходный переход у Исполкома и Народного собрания. Фото: nokta

 

У Марии Мишиогло из села Кирсово взрослый сын инвалид, пользователь инвалидного кресла. Парень ведет довольно активную социальную жизнь. Он – самопрезентант в разных проектах. Сам нашел меценатов, подаривших ему коляску с электроприводом. По селу чаще передвигается самостоятельно. А в Комрат, куда молодой человек часто приезжает для участия в мероприятиях, к врачу, или по другим вопросам, его всегда сопровождает мама. Первая проблема, которую приходится решать – это транспорт, говорит Мария.

Мария МИШИОГЛО: «Приходится постоянно просить знакомых, у кого есть машина, или вызывать такси. Это очень накладно в нашем положении, но другого выхода нет. Наши автобусы не приспособлены для перевозки людей в колясках. Выкручиваемся как можем».

Особенные трудности ждут их каждый раз, когда женщина приводит сына в поликлинику к врачу.

Мария МИШИОГЛО: «Пандус там есть, но попасть к врачу на другой этаж невозможно. Коляска не вмещается в лифт, потому что большая. Сын тяжелый, мне приходится сначала тащить его на руках на нужный этаж, потом возвращаться за коляской. А усадить его в коляску без посторонней помощи невозможно. Сделали бы специальный кабинет приема таких людей на первом этаже. Это было бы очень хорошо».

 

Комратская поликлиника. Фото: nokta

 

Права лиц с ограниченными возможностями в Комратском районе представляет параюрист республиканского  центра правовой защиты лиц с ограниченными возможностями Иван Петкогло. В комментарии для nokta Иван сообщил о проведенном им мониторинге проходимости улиц и тротуаров Комрата, на которых в прошлом году городские власти уложили брусчатку.

Иван ПЕТКОГЛО: «Я провел мониторинг, как уложена брусчатка по улице Победа, а также часть улицы Федько.  Есть места, где бордюры высокие, что затрудняет передвижение лиц с ограниченными возможностями. Более того, лицам со слабым зрением будет сложно ориентироваться, передвигаясь по этой брусчатке. Плиткой также выложили пандус у поликлиники. Но он не соответствует нормам, так как там очень большой уклон. Все собранные данные я передал руководству нашего центра. Будет подготовлено письмо, соберем подписи наших бенефициаров по комратскому району  и передадим их вместе с письмом властям Комрата, чтобы при дальнейшей укладке брусчатки они учли наши замечания».

 

Недоступная среда

 

Проблемы доступа лиц с ограниченными возможностями в социальные учреждения города  обсуждаются не один год. В этот процесс включаются и общественные организации. В 2015 году в Комрате общественное объединение «Вдохновение» в партнерстве с кишинёвскими коллегами из организации «Мотивация» провели анализ доступной среды для людей с инвалидностью и пожилых людей.

«Доступная среда для людей с инвалидностью  и других маломобильных групп населения — это, прежде всего, сочетание требований и условий к городскому дизайну, инфраструктуре объектов и транспорта, которые позволяют инвалидам свободно передвигаться в пространстве и получать необходимую информацию для осуществления комфортной жизнедеятельности», говорилось в релизе проекта. Проведенное три года назад исследование показало, что эта среда в Гагаузии была абсолютно недоступна для жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями.

Как, отметила в комментарии для nokta исполнительный директор ОО  «Вдохновение»  Светлана Панаитова, мало где имелись специальные конструкции для входа в здания для представителей малоподвижных групп населения, а имевшиеся пандусы, в основном, не соответствовали установленным стандартам.

Светлана ПАНАИТОВА: «К сожалению, строящиеся сооружения не соответствуют современным государственным стандартам и требованиям.  Идеальный пандус должен соответствовать параметрам 1*20, т. е. на 1 метр высоты 20 метров длины, либо минимум 1*10, но с обязательными перилами. В этом году мы продолжим работать в этом направлении и будем проводить анализ по всей Гагаузии».

Тогда же в рамках данного проекта были установлены 5 пандусов в местах, наиболее посещаемых людьми с инвалидностью: в КГУ, в Управлении здравоохранения, Управлении молодежи и спорта, примарии, и в школе № 2, в том числе адаптированный санузел.

 

Качество пандусов никто не контролирует

 

Мы попытались выяснить, какая структура в сфере строительства контролирует соблюдение стандартов устанавливаемых пандусов на входе в здания. И.о начальника управления строительства и инфраструктуры Гагаузии Николай Константинов отметил в комментарии для nokta, что эти нормативы прописываются в технических документах.

 Николай КОНСТАНТИНОВ: «Разрешение на строительство нового объекта дают власти населенного пункта только  при наличии соответствующих утвержденных технических документов, в которых, в том числе, предусматриваются все нормативы по установке конструкции у входа для передвижения маломобильных групп. А выполнение норм при строительстве и качество работ контролирует  юридическое лицо по технадзору».

В то же время чиновник не смог ответить, какой орган призван обязывать субъекты различной деятельности устанавливать  пандусы при входах в здания, которые были построены ранее, а так же контролировать их соответствие установленным стандартам.

 

Офис «Гагауз газа». Без комментариев. Фото: nokta

 

По мнению примара Комрата Сергея Анастасова, это компетенция госстройинспекции. Глава данной структуры на территории Гагаузии Борис Новак в комментарии для nokta сообщил, что возглавляемое им ведомство в данное время реформируется и пока неизвестно, какими будут в дальнейшем функции этой структуры. Новак предложил перезвонить ему через месяц.

Архитектор примарии Комрата Максим Райлян в беседе с нами сказал, что субъекты различной деятельности  перепланировку входов старых зданий производят на свое усмотрение. При этом многие предусматривают пандус. Но его качество и соответствие утвержденным стандартам никто не контролирует.

Максим РАЙЛЯН: «Если это старое здание, и в нем открыли что-то новое, но к нам не пришли, то возможно только зафиксировать нарушение и направить в судебную инстанцию. Зафиксировать нарушение может примария или стройинспекция,  если какое-либо лицо обратилось с соответствующей жалобой. Но у нас таких случаев не было, потому что это никто не контролирует. У примарии нет такого количества персонала, чтобы ходить и контролировать качество установленных пандусов»

Отметим, что согласно 26 статьи Закона № 60 от  30.03.2012 «о социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями»,  ответственность за невыполнение обязательств, связанных с обеспечением доступности указанных лиц и их семей возлагается на должностных лиц, предприятия, учреждения и организации, независимо от формы собственности и карается согласно Кодексу о правонарушениях.

По информации Главного управления здравоохранения Гагаузии, в автономии проживает около 1800 человек с ограниченными возможностями, в число которых входят лица с поражением опорно-двигательного аппарата, слабослышащие, незрячие и другие категории.

 

Оксана Кихаял

nokta