100 лет со дня основания Советского Союза — ответы на главные вопросы тех, кто не застал СССР
Ровно 100 лет назад, 30 декабря 1922 года, в здании Большого театра в Москве большевики из России, Украины, Беларуси, Закавказской Федерации (в нее входили Грузия, Азербайджан, Армения) утвердили декларацию и договор об образовании нового государства — Союза Советских Социалистических Республик. Его создатели надеялись, что он станет глобальным государством, которое объединит как минимум народы Европы и Азии. Однако страна большевиков, поначалу многим казавшаяся невероятно прогрессивной, не смогла достичь размеров Российской империи, а просуществовала — меньше 70 лет.
«Медуза» попросила Алексея Уварова, приглашенного исследователя Боннского университета и стипендиата Фонда Герды Хенкель, ответить на вопросы, которые есть у многих из тех, кто не застал СССР. Правда ли, что там было очень безопасно? Сколько людей погибло в результате репрессий? Мог ли Союз дожить до 2022 года?
Был ли Советский Союз колониальной империей?
И да и нет. В 1920-е Советский Союз активно поддерживал движение деколонизации на Ближнем Востоке и Азии, после Второй мировой — в Африке и в Латинской Америке. Советская идеология и внешняя политика активно использовали лозунг деколонизации в противостоянии с западными державами.
Внутри СССР всё было сложнее. Изначально большевики выступали с осуждением Российской империи как «тюрьмы народов», а Ленин (лидер большевиков) отдельно подчеркивал, что «великорусский шовинизм» представляет серьезную угрозу для новой власти и строительства социализма. В 1920–1930-е годы советская национальная политика прошла путь от поддержки национальных культур к доминированию русского языка и русской культуры в официальном дискурсе. Основой советской национальной политики стала концепция «дружбы народов», в рамках которой русский народ и русская культура играли внутри СССР роль «первых среди равных».
Нельзя сказать, что советская власть занималась повальной русификацией. Тем не менее важно помнить о депортациях, которым подверглись несколько народов в сталинское время (подробнее об этом ниже), и о Голодоморе в Украине.
Власть называли советской. А советы — это вообще что?
Советы (депутатов) впервые возникли в России в ходе первой русской революции 1905–1907 годов. Тогда восставшим необходимо было создать альтернативные органы власти, которые могли бы управлять заводом (деревней, городом, губернией) вместо частных владельцев или имперских чиновников. Так, с мая по июль 1905-го городом Иваново-Вознесенском (современное Иваново) управлял Совет рабочих уполномоченных. Важная деталь: этот орган представлял не всё городское население, а именно бастующих рабочих и их интересы.
Выборы в советы могли проходить по разным правилам и вряд ли поддаются общему критерию. Главный смысл: есть организованная группа (солдаты, рабочие), избирающая из своей среды представителей (депутатов). Эти представители, в свою очередь, создают совет, который становится органом власти и принимает решения на определенной территории.
Такие советы создавались во всех крупных городах России весной-осенью 1917 года. Чтобы координировать их работу и подчинить её общей логике, в июле 1917-го созвали первый Всероссийский Съезд Советов. А второй Съезд советов в ноябре 1917 года утвердил захват большевиками власти, принял их основные декреты — «О земле» и «О мире» — и заявил о переходе власти в России к советам разных уровней (знаменитый лозунг «Вся власть Советам!»).
В каждом населенном пункте избирался свой Совет депутатов (Совдеп, отсюда пошло одно из уничижительных наименований Советского государства — «Совдепия»).
На деле же система народовластия оказалась ширмой для господства партийной верхушки. Фактически установилась реальная власть узкого слоя высшей партийно-государственной номенклатуры и всесилие аппарата партии над выборными органами народного представительства и самой партией.
Почему партия была коммунистической, а республики — социалистическими?
Коммунизм был идеалом и целью, за достижение которой официально боролась партия. О текущем положении советские руководители на всем протяжении существования государства говорили как о «пути к коммунизму»: капиталистическое прошлое разрушено, сформирован социалистический переходный период. Эта реальность отразилась и в названии союзных республик.
Коммунизм — экономический строй, при котором и средства производства, и результаты производства находятся в общественной собственности. Проще говоря, это когда всем всего хватает и потому всё для всех бесплатно. Любая потребность — от жилья до стрижки — предоставляется по первому требованию безвозмездно. Люди работают не за зарплату, а потому что осознают свой вклад в общее благосостояние: я бесплатно строю дома для других, а другие меня бесплатно кормят и стригут. Иными словами, от каждого — по способностям, каждому — по потребностям. Частная собственность, деньги, классовое деление общества, а с ним и государство отменяются или отмирают сами собой.
Социализм же — это переходный этап от капитализма к коммунизму: средства производства уже общие, а результаты — ещё нет. Социализм построен на принципе «от каждого — по способностям, каждому — по труду», то есть каждый получает благ не сколько нужно, как при коммунизме, а только пропорционально своему вкладу в общее благосостояние. Попросту говоря, работать надо по-прежнему за зарплату.
В 1938-м Сталин заявил, что в Советском Союзе «буржуазия уже ликвидирована и социализм в основном построен».
Новая цель была поставлена уже при Хрущеве: в 1961 году он пообещал, что «уже нынешнее поколение граждан СССР будет жить при коммунизме». Коммунизма предполагалось достигнуть «в основном» уже к 1980-му. Однако вскоре после отставки Хрущева в 1964 году курс партии вновь скорректировали.
В 1967 году на торжественном заседании, посвященном 50-летию Октябрьской революции, Брежнев выдвинул концепцию «развитого социализма». По сути, она подразумевала отказ от скорого построения коммунизма и перенос этой цели на неопределенный срок. Это решение, как и само словосочетание «развитой социализм», стало символом застоя в СССР — и начала постепенной идеологической деградации государства.
Советские экономисты разработали множество моделей перехода от социализма к коммунизму. Как правило, они сводились к постоянному повышению производительности труда и постепенному расширению сферы бесплатности: бесплатное образование и медицина, бесплатное жилье, бесплатное питание на работе, бесплатный общественный транспорт — и так далее, пока бесплатным не станет вообще все. Загвоздка оказалась в том, что централизованное управление экономикой вместо того, чтобы повысить ее эффективность и сделать все доступным для людей, на практике привело к прямо противоположному эффекту — повальному дефициту.
Руководство страны — вплоть до момента, когда СССР распался, — больше не анонсировало новые сроки построения коммунизма.
Сколько людей пострадало и погибло от политических репрессий?
Точных официальных данных нет до сих пор. И не вся информация о репрессиях открыта для исследователей. По оценкам «Мемориала», за все советское время от репрессий пострадали не меньше 11–11,5 миллиона человек.
Около 5,8 миллиона человек стали жертвами «административных репрессий», направленных против определенных групп населения («кулаки», представители репрессированных народов и религиозных конфессий).
От 4,7 до 5 миллионов человек были арестованы по индивидуальным политическим обвинениям, из них около одного миллиона — расстреляны.
Читайте также:
- Власти Гагаузии игнорируют тему советских репрессий в угоду России (NOKTA LIVE TEXT)
- Сталин в подарок. Власти Гагаузии наградили учеников книгами о вожде, который репрессировал гагаузов в XX век
В Советском Союзе всегда были очереди и дефицит?
Дефицит в СССР — явление отнюдь не случайное, а скорее системное. Он был свойственен советской экономике на всем протяжении ее существования по ряду причин.
- Во-первых, несоизмеримость затрат и результата — на достижение цели могли быть потрачены огромные средства («экономика черной дыры») без явного экономического обоснования, что вело к огромным убыткам.
- Во-вторых, отсутствие материальных стимулов к труду, что предопределило низкую производительность и плохое качество товаров.
- В-третьих, приоритет тяжелой и военной промышленностью перед товарами народного потребления — причем не только в военные, но и во вполне мирные годы.
- Наконец, даже в мире суперкомпьютеров и нейросетей сложно представить себе государство, способное учесть все потребности миллионов граждан и своевременно удовлетворять их. Советская же плановая экономика строилась на гораздо более скромных вычислительных ресурсах. А даже если бы и могла, то борьба с очередями и дефицитом никогда не была на первом месте.
Правда ли, что советское образование было лучшим в мире?
Безусловно, советская наука была одной из ведущих в мире, а СССР внес важный вклад в научно-технический прогресс в XX веке, в некоторых сферах — очень значительный. Но говорить о советском образовании как о «лучшем» сложно по нескольким причинам.
- Во-первых, несмотря на явные достижения в 1950–1960-е годы, к 1980-м советская наука все заметнее отставала от мировой — в особенности это касалось электроники и информационных технологий. Так, ситуация в компьютерном проектировании, близкая к паритету в начале 1960-х, к началу 1990-х обернулась отсталостью примерно на 20 лет в разработках и производственных мощностях.
- Во-вторых, советское образование по определению не могло быть «лучшим» длительное время — для поддержания этого неформального титула необходимо было отслеживать все новейшие тенденции в науке и обеспечивать тесную связь с миром. Тогда как советская наука, наоборот, оставалась в изоляции из-за внутриполитического контроля.
- В-третьих, не совсем понятно, как именно измерять «превосходство» той или иной системы образования. Безусловно, СССР проделал масштабную работу по ликвидации безграмотности — но аналогичная работа была проведена в XX веке в большинстве развитых стран.
Если судить по научным достижениям, мы можем назвать несомненные успехи, прежде всего в математике, физике и химии (отмеченные Нобелевскими премиями 1956, 1958, 1962, 1964 и 1978 годов). Гуманитарные науки в то же самое время находились под строгим идеологическим контролем, что резко ограничивало их возможности для проведения актуальных и объективных исследований.
То есть в ряде сфер успехи были серьёзными, в некоторых — значительными и выдающимися (чего стоит только космонавтика). И всё же сложно говорить о советском образовании в целом как о лучшем в мире: существовало немало сфер, где с отрывом лидировали американские и европейские учёные.
Правда ли, что в СССР было очень безопасно? Никаких бандитов, почти никого не убивали и не насиловали?
В истории человечества пока не было общества, полностью свободного от бандитизма, убийств и насилия. СССР — не исключение. К тому же в истории Советского Союза были отнюдь не благополучные годы репрессий и войн, создававшие условия для роста преступности. Банда Ивана Митина, известная благодаря телесериалу «Место встречи изменить нельзя» (в нём ей дали звучное название «Чёрная кошка»), — одна из многих, действовавших в разоренной и дезорганизованной войной стране.
Послесталинский взлет преступности, вызванный резкой амнистией в 1953 году более миллиона заключенных, также оставил недобрую память. О времени «более спокойном» мы можем говорить начиная с 1960-х годов, хотя и в это время совершали преступления серийные убийцы — такие как Филипп Тюрин (убил по меньшей мере 14 человек, казнен в 1947-м), Владимир Ионесян «Мосгаз» (убил по меньшей мере шесть человек, казнен в 1964-м), Борис Гусаков (убил по меньшей мере шесть человек, казнён в 1970-м).
Это говорит не об особом зверстве советских преступников, а о том, что преступность есть в любом обществе, в том числе и советском.
Существовала ли в СССР коррупция?
Взяточничество каралось согласно Уголовному кодексу (вот последняя советская редакция); борьбой с коррупционерами занимались несколько структур, в том числе
- ОБХСС (Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности),
- НКВД (Народный комиссариат внутренних дел) — позже КГБ (Комитет государственной безопасности),
- контрольные партийные органы.
При этом коррупция процветала — причем как в материальной форме (деньги, драгоценности, дорогие подарки), так и в виде различного рода услуг (блат).
Несмотря на представление, будто сталинское время — это ад для коррупционеров, даже в 1930–1950-е годы взяточничество было широко распространено в СССР. Самый громкий случай той поры — дело о строительной организации «полковника» Николая Павленко (подробно разобрано в недавно вышедшей книге историка Олега Хлевнюка).
Вряд ли это уникальный случай — похожие истории происходили в разные годы при Сталине, в том числе «дело Кабакова» (1937) и дело судей Верховного суда СССР (1949).
О коррупции в послесталинские годы также известно немало: «азербайджанское дело» 1969 года, «дело Николая Щелокова» 1983-го, «хлопковое дело» 1980-х, «дело Елисеевского гастронома» 1984-го.
В этом списке — только те процессы, которые затрагивали самые высокие эшелоны власти, и только широко известные эпизоды. На деле же коррупция пронизывала всё советское общество и часто заменяла людям неработающие официальные механизмы. Так, например, можно было достать дефицитный товар, устроить на хорошее место родственника или друга.
Другое дело, что, опять же в силу закрытости информации в СССР, коррупция не могла стать достоянием общественности в той степени, в какой она стала уже в постсоветской России.
Почему люди в России до сих пор ностальгируют по СССР?
Ностальгия по коммунистическому прошлому свойственна не только части населения России и других бывших республик. Пример схожих настроений — «ностальгия» по ГДР в современной Восточной Германии. Социолог Клаус Шредер, изучавший феномен «ностальгии», объясняет её появление так: «Жизнь в ГДР была для многих более понятной и простой. Восточные немцы почувствовали, что с радикальным переходом экономики на рыночные рельсы все, что ими было достигнуто, разом обесценилось».
Это можно отнести и к ностальгии по СССР. Кроме того, такая ностальгия поддерживается и эксплуатируется массовой культурой — в случае России, допустим, многочисленными ремейками картин времен СССР («Ирония судьбы — 2») или гламуризацией советской эстетики.
Наибольшую ностальгию по СССР испытывают люди, годы наибольшей жизненной активности которых пришлись на советское время. Распад СССР рассматривается ими как нечто обесценивающее их жизненный опыт и потому крайне болезненное. Однако среди тех, кто не жил в СССР, уровень ностальгии крайне низкий.
В этом, надо полагать, и кроется ответ на вопрос, когда ностальгия по СССР пропадет. Можно предположить, что с естественной сменой поколений ностальгия по советскому времени будет только ослабевать. Она может сохраниться в качестве нишевого культурного феномена, но едва ли будет значимым политическим фактором.
Российско-украинская война — продолжение распада СССР?
С одной стороны, современные Россия, Украина и остальные государства постсоветского пространства по своим границам, экономическому потенциалу и демографическому состоянию были сформированы своим положением в качестве республик СССР на момент его распада. Поэтому происходящие процессы и их оформление в той или иной степени определены советским наследием.
С другой — в социально-политическом смысле во всех странах произошли значительные перемены, и по существу эти страны нельзя отождествлять с республиками СССР. В то же время некоторые противоречия России и Украины имеют более глубокую природу, уходящую корнями как минимум ко временам Богдана Хмельницкого, Речи Посполитой и Великого княжества Литовского.
Можно сказать так: обстоятельства, в которых протекает война, сформированы распадом СССР. Сам же конфликт и особенности его течения обусловлены рядом других предпосылок, не в последнюю очередь личными качествами Владимира Путина.
Читайте также:
nokta
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, где мы публикуем самые важные новости дня, а также следите за нашими публикациями на YouTube, в Facebook, Одноклассниках, Instagram и TikTok.