Главная  —  Политика   —   Как запрет на въезд Чебану в…

Как запрет на въезд Чебану в Румынию ломает планы Кремля на выборах в Молдове | Nokta Live TEXT

Nokta live textКоллаж nokta

Комментируя запрет для Иона Чебана на въезд в Румынию и Шенгенскую зону, Михаил Сиркели рассуждает, как стремительно разрушался проевропейский образ политика, который был не чем иным, как плодом политтехнологий Кремля. Перед вами текстовая версия нового выпуска Nokta Live.

Что случилось?

— Сегодня, конечно, мы поговорим об Ионе Чебане, а точнее — о его запрете на въезд в Румынию и Шенгенскую зону. Об этом вчера (9 июля — прим. nokta) стало известно от Ziarul de Garda, которые ссылались на свои источники, и от нескольких других СМИ, в том числе и румынских, которые тоже ссылались на свои источники. Позже МИД Румынии опубликовал официальное заявление, которое подтвердило эту информацию. Помимо Чебана, запрет на въезд в Румынию был введен также для его советницы по СМИ Натальи Иксарь. Кроме того, СМИ сообщают, что запрет введен для экс-журналистки и матери ребенка Вячеслава Платона Натальи Морарь и экс-премьера Республики Молдова Василия Тарлева

Реакция Иона Чебана не заставила себя ждать и была более чем предсказуемой. Если в двух словах, то он сказал, что во всем виноват PAS, запрет был введен якобы по личной просьбе Майи Санду и что им не удастся поставить Иона Чебана и членов его команды на колени.

Это решение румынских властей многим может показаться громом среди ясного неба. Ион Чебан часто посещал Румынию, встречался там с мэрами различных городов. Даже с сыном Дональда Трампа встречался в Бухаресте. Более того, в Республике Молдова многие считают, что Ион Чебан — вполне себе проевропейский политик и его успех на примарских выборах 2019 и 2023 года объясняется в том числе и тем, что многие поверили в этот миф, хотя миф о проевропейскости Иона Чебана — это результат политтехнологии, которую в пользу него активно, как мы знаем, применяло и, судя по всему, продолжает применять ФСБ. 

«Чебан — один из ценнейших ресурсов Кремля»

— Если детально и внимательно анализировать весь политический путь Иона Чебана с момента, когда он был в Партии коммунистов и по сегодняшний день, становится очевидным, что Чебан — один из ценнейших ресурсов Кремля в молдавской политике. Тот факт, что ему удалось убедить определенную часть общества в своей проевропейскости, при этом не переставая продвигать повестку Кремля, и делает его опасным не только для Республики Молдова, но и для соседних стран, поскольку Молдова становится важным элементом в структуре региональной безопасности. На чьей стороне будет Молдова в архитектуре региональной безопасности, зависит, как показывают выборы, от нескольких процентов и даже нескольких тысяч голосов, как, например, это было на референдуме в прошлом году.

Поэтому способность Иона Чебана, без всякого сомнения, работающего в интересах Кремля, привлечь голоса тех самых нескольких десятков тысяч избирателей и делает его угрозой региональной безопасности. Иными словами, от способности Чебана быть волком в овечьей шкуре и прикидываться проевропейцем, зависит, на чьей стороне будет Республика Молдова. Либо она и дальше будет идти по пути независимости и европейской интеграции, солидаризироваться с Украиной, выстраивая добрососедские отношения с той же Румынией, либо перейдет на сторону России и станет ее инструментом в подрыве безопасности целого региона. 

Про роль в румынской политике

— Деятельность Иона Чебана касается не только Молдовы. В последнее время он стал играть более активную роль и в румынской политике. Это проявилось на недавних президентских выборах в Румынии, где он открыто поддержал кандидата в президенты Виктора Понту, который баллотировался как независимый кандидат. Кто такой Виктор Понта? Это бывший премьер-министр Румынии, который был очень близок к другу Плахотнюка в румынской политике Ливиу Драгня. Ливиу Драгня был приговорен румынским судом на 2 года лишения свободы за подлог во время референдума по отставке Траяна Бэсеску. Траяна Бэсеску тогда в отставку отправить не удалось, но Ливиу Драгня за попытку подлога получил реальный срок.

Понта и Драгня, когда находились у руля PSD, активно использовали суверанистскую риторику и евроскептические настроения в румынском обществе. Также Драгня пытался использовать свою власть и контроль за парламентским большинством и правительством для того, чтобы избавить себя от ответственности за совершенные им преступления. Это спровоцировало крупнейшие протесты в Румынии со времен революции 1989 года. На последних президентских выборах в Румынии Понта активно эксплуатировал суверанистскую и евроскептическую тему, что ставит его в один ряд с такими политиками как Джордже Симеон и Кэлин Джорджеску. Во втором туре Виктор Понта поддержал Джордже Симеона. То есть связь Чебана с ФСБ, а по сути, контроль Чебана со стороны ФСБ проявился и в этом. 

«Россия все активнее инструментализирует Чебана»

— Угроза Иона Чебана для Республики Молдова и, очевидно, для региональной безопасности проявлялась постепенно. Последним эпизодом, с моей точки зрения, представляющим серьезную опасность, был полулегальный турнир по кикбоксингу, который был проведен в Кишиневе при участии примарии Кишинева, куда по плану должны были приехать более 200 бойцов из Беларуси и России. Среди них — сотрудники российского СОБРа, сторонники российской агрессии против Украины, в том числе обвиняемый в убийстве белорусского оппозиционера Романа Бондарчука и спортсмены из оккупированных Россией территорий, в том числе из Приднестровья.

Как оказалось, российские спортсмены должны были выступать на этом турнире под российским флагом, что запрещено международным олимпийским комитетом. Как мы видим, Россия все активнее инструментализирует Чебана, вовлекая его во все более дерзкие и опасные провокации, представляющие угрозу региональной безопасности. С моей точки зрения, от проевропейского флера Иона Чебана давно ничего не осталось, хотя он и сам никогда не прикладывал особых усилий для того, чтобы казаться проевропейцем. 

Вся его проевропейскость держалась на чистой манипуляции общественным мнением. Российские политтехнологи просто в один момент выключили Ваню Мегафона — яростного антиевропейца и агрессивного пророссийского политика. Иона Чебана стали считать проевропейским политиком, потому что он просто перестал агрессивно и открыто высказываться против Европейского союза. За ЕС он тоже не начал высказываться, но все сочли, что он стал проевропейским. По сути, на этом и держался проевропейский трюк Иона Чебана. 

Про гагаузские «референдумы»

— Самое время вспомнить, как Ион Чебан набирал политические очки на своей открытой и яростной антиевропейской повестке.

Первое, что приходит на ум — это активное участие Чебана в незаконных гагаузских референдумах от 2014 года. Тогда вместе с Ириной Влах Ион Чебан участвовал в целой кампании по АТО Гагаузия, призывая людей голосовать против Европейского союза. При этом Иону Чебану как депутату парламента Республики Молдова было совершенно плевать на тот факт, что гагаузские референдумы 2014 года были незаконными. То есть он фактически совершал противозаконную деятельность, участвуя в незаконных мероприятиях. Не стоит забывать, что гагаузские референдумы от 2014 года были не просто антиевропейскими, но и сепаратистскими. Одним из вопросов на этом референдуме был вопрос о так называемом отложенном статусе Гагаузии.

Переводя на человеческий язык, люди голосовали за некий проект закона, предложенный Народным собранием Гагаузии, предусматривающий механизм выхода Гагаузии из состава Республики Молдова в случае, если Республика Молдова потеряет свою независимость, чтобы это ни значило. Собственно, поэтому этот референдум от 2014 года мы называем во множественном числе — «референдумы», потому что в один день проходили два незаконных референдума: один сепаратистский, а второй антиевропейский.

Также не стоит забывать, что проведение этих референдумов нелегально финансировалось из Москвы. Обо всем этом Ион Чебан, конечно же, знал, но не видел в этом проблемы и активно агитировал жителей Гагаузии участвовать в этих незаконных референдумах и голосовать против европейского пути Республики Молдова.

Важно отметить, что незаконные референдумы в Гагаузии проходили 2 февраля 2014 года, когда стало очевидно, что Майдан в Киеве побеждает, и в ответ на это Россия стала реализовывать свой план «Новороссия», который включал в себя аннексию Крыма и развязывание войны на востоке Украины. Также этот план включал создание Буджакской народной республики, которая, по задумке Кремля, должна была включать юг Молдовы и юг Одесской области Украины. 

Как ФСБ помогли Чебану стать примаром Кишинева

— Не стоит забывать и протесты, организованные в Брюсселе социалистами во главе с Чебаном, который выступал против подписания договора об ассоциации Молдовы с Европейским союзом. Сохранилось даже видео с этого так называемого протеста, где Ион Чебан с московским акцентом объясняет собеседнику с таким же московским акцентом, до чего проевропейская власть довела страну. И вы знаете, много лет спустя, мы наблюдаем за риторикой и заявлениями Иона Чебана и его коллег по блоку «Альтернатива» — и их риторика поразительно сходится с заявлениями Чебана в Брюсселе более 11 лет назад. То есть за 11 лет ничего не изменилось. Просто 11 лет назад Ион Чебан и Игорь Додон делили одну партию, а теперь у каждого своя. 

Также важно вспомнить расследование RISE Moldova под названием «Кураторы Молдовы из ФСБ», из цикла «Кремлинович», где показано, как сотрудники ФСБ курируют деятельность отдельных политиков в Республике Молдова, в том числе Иона Чебана. Из расследования стало известно, что политтехнологи из ФСБ вели избирательную кампанию Иона Чебана на выборах примара Кишинева в 2019 году. По сути, российские спецслужбы вели кампанию и, соответственно, помогли ему выиграть эти выборы.

В этом конкретном кейсе есть ряд формальных поводов признать те выборы недействительными и даже возбудить уголовное дело, потому что речь идет о вмешательстве иностранных спецслужб в выборы в Республике Молдова и финансировании избирательной кампании. В этом случае прокуратура должна была как минимум возбудить уголовное дело и хоть попытаться выяснить, нет ли здесь состава преступления. Ну а Ион Чебан, если бы он был честным политиком, давно должен был подать в отставку после того, как стали известны эти обстоятельства. Но он сделал морду кирпичом и начал угрожать судом журналистам, напоминающим ему о его связях с ФСБ. 

Как окончательно разрушился проевропейский образ Чебана

— Проевропейский образ Иона Чебана стал стремительно рушиться после начала большой агрессии России против Украины. Как выяснилось, в день начала большой войны, 24 февраля 2022 года, Ион Чебан был в Москве. Что он там делал, он так и не сказал. 

Поистине доказать свою проевропейскость Иону Чебану представился шанс на проевропейском референдуме осенью прошлого года. Это был шанс не только подтвердить свою проевропейскость, но и отмыться от участия в антиевропейском незаконном референдуме в Гагаузии от 2014 года. Однако Ион Чебан себя никак не проявил на этом референдуме, его партия MAN просто зарегистрировалась для участия в нем как сторонница опции «За», но ни партия, ни Ион Чебан активную кампанию на референдуме за европейскую интеграцию не вели. 

Один из моментов, окончательно разрушающих образ Иона Чебана как проевропейца, было вхождение в блок «Альтернатива» с такими персонажами в молдавской политике, как Ион Кику, Александр Стояногло и Марк Ткачук. Ион Кику, напомним, обслуживал режим Плахотнюка в должности министра финансов и был премьер-министром правительства, поддержанного голосами ОПГ Шора и Партии социалистов.

Александр Стояногло запомнился связями с Платоном и фактически крышеванием Платона в должности генпрокурора. Из последнего, чем запомнился Стояногло — это участие в президентских выборах от Партии социалистов, когда он фактически стал бенефициаром купленных голосов из сетки Шора. Напомню, купленных на деньги России через «Промсвязьбанк», банк Министерства обороны Российской Федерации.

Ну а Марк Ткачук известен тем, что является идеологом примитивного молдовенизма. Примечательно, что ни Чебан, ни его партнеры по блоку «Альтернатива» не осудили сетку Шора и недавние антигосударственные высказывания Илана Шора в Москве о том, что Молдова не может быть независимой, поэтому она должна объединиться с Россией. 

А что насчет фото с Санду?

— Все мы, конечно, живые люди, и эволюция предусматривает в том числе и смену политических воззрений. Однако в случае с Ионом Чебаном мы не видели политической эволюции. Происходила не смена воззрений, а смена политических партий и политических вывесок. Все время, что Ион Чебан в политике, сначала с коммунистами, потом с социалистами, а теперь в блоке «Альтернатива», он оставался верен самому себе — Ване Мегафону, яростному и агрессивному антиевропейцу. 

А что насчет фотографии Иона Чебана с Майей Санду перед вторым туром президентских выборов в прошлом году? Многие это восприняли как знак того, что Чебан поддерживает Майю Санду во втором туре, а Майя Санду, соответственно, пользуется его поддержкой. Насчет этой фотографии нужно понимать, что на ней два политика — каждый со своими целями и задачами, а политика, как известно, это искусство возможного. Каждый в тот момент делал то, что считает нужным для достижения своих целей.

У Майи Санду стояла цель выиграть второй тур выборов и переизбраться на должность президента. Ей нужно было показать, что она способна объединять людей и сообщества и открыта к сотрудничеству. Для Иона Чебана эта фотография была важным инструментом, чтобы укрепить свой ложный образ проевропейского политика. Тем более эта фотография была сделана после дебатов Майи Санду со Стояногло, которые Санду выиграла с большим преимуществом. 

Ион Чебан и Майя Санду, 2024 г.

— Однако важно то, что произошло после выборов. А после выборов был создан блок «Альтернатива», в котором, как мы ранее отмечали, Чебан объединился с Ионом Кику, Марком Ткачуком, и, внимание, соперником Майи Санду на президентских выборах — Александром Стояногло, который, еще раз повторюсь, стал бенефициаром голосов из сетки Шора. По моему личному мнению, Кремль специально засунул Иона Чебана в этот блок для того, чтобы у него не было места для маневра и возможности создания коалиции с партией PAS в новом парламенте. Вряд ли Ион Чебан собирался это делать, но Кремль решил не рисковать.

Собственно, после этого Майя Санду и признала тот факт, что если у PAS не будет большинства в будущем парламенте, то у нас не будет проевропейского правительства. И это не манипуляции или шантаж, это трезвый анализ фактов, которые лежат на поверхности. 

Стратегия Кремля на выборах — 50 оттенков дерьма

— Приняв решение запретить Чебану въезд, Румыния лишила Кремль возможности паразитировать на фейковой проевропейскости Иона Чебана. Румыния сделала это для своей безопасности, но мы должны сделать свои выводы насчет Иона Чебана и стратегии Кремля. А стратегия заключается в том, чтобы получить большинство в будущем парламенте исключительно за счет политтехнологий и игре на контрасте, предоставляя избирателям различные оттенки дерьма.

Нравятся вам психи — вот вам Шор и Фуртунэ, нравятся вам старые клячи — вот вам Влах, Додон и Тарлев. А если вы хотите проевропейцев, пожалуйста, вот вам Чебан и «Альтернатива». Своим решением Румыния сломала политтехнологию России. Ион Чебан поставлен в один ряд с Ириной Влах, Игорем Додоном и Иланом Шором.

Маски сброшены, декорации сняты, теперь делать выбор еще проще. На предстоящих парламентских выборах у нас только две опции — агенты Кремля и российская оккупация с одной стороны, а с другой стороны — проевропейская партия и европейский путь развития страны, свобода и процветание. К сожалению, партия одна, но хорошо, что хоть одна есть. Выбор за нами, друзья! 

nokta