Главная  —  Политика   —   Как запугивали судью по делу Гуцул…

Как запугивали судью по делу Гуцул | Nokta Live TEXT

nokta live textКоллаж nokta

В очередном аналитическом монологе Михаил Сиркели рассуждает о беспрецедентном давлении, которому подверглась Анна Кучереску — судья по делу Евгении Гуцул. О том, как важна стойкость прокуроров и судей для Молдовы и о том, как важно обеспечить их должной защитой — читайте в текстовой версии Nokta Live.

«Судья столкнулась с полномасштабной кампанией давления»

— После вынесения приговора Евгении Гуцул стало известно, что на Анну Кучереску — судью, которая рассматривала дело Гуцул в Буюканском суде, — оказывалось беспрецедентное давление. Ей присылали фотографии тел с оторванными головами с подписью «ты следующая». Её знакомым, членам семьи, друзьям, журналистам и коллегам отправляли приглашения опознать Анну Кучереску в морге, а также приглашения на похороны. Судье Анне Кучереску прислали домой похоронный венок. В адрес Высшего совета магистратуры с электронных адресов, выдававших себя за адреса Анны Кучереску, отправлялись заявления об отставке, подписанные якобы ею.

Также судье ночью поступали звонки с угрозами, а в ночь перед вынесением приговора в службу 112 поступили ложные сообщения о бомбе, пожаре, нападении и других происшествиях в доме, где она проживает. В сам день вынесения приговора в службу 112 стали поступать ложные звонки о минировании здания суда. Также была рассылка писем с предложением за вознаграждение причинить физический вред или убить Анну Кучереску.

Набор средств, их количество и частота — звонки, доставка венков, письма с предложением причинить вред или убить — говорят о том, что судья Анна Кучереску столкнулась с полномасштабной и жестокой кампанией давления и запугивания с целью сломать её психологически и вывести из этого дела, чтобы оттянуть или вообще предотвратить вынесение приговора Евгении Гуцул.

«Вся эта кампания беспрецедентна»

— Вся эта кампания давления на судью беспрецедентна. Ни о чём подобном до этого момента мы не слышали. Оно и понятно — мы имеем дело с историческим решением и событием в мире правосудия Республики Молдова. Никогда до этого в истории Республики Молдова не происходило то, что произошло в случае с уголовным делом Евгении Гуцул — я имею в виду набор обстоятельств, связанных с делом, которые не встречались в аналогичных случаях ранее: дело было доведено до суда, суд вынес обвинительный приговор, и, что самое важное, арест обвиняемой в зале суда и помещение её в пенитенциарное учреждение.

Да, были и другие аналогичные дела и даже приговоры по ним, но ещё никогда приговорённых по таким делам не отправляли в тюрьму. Незадолго до этого по аналогичному обвинению был вынесен приговор близким к Илану Шору политикам Нестеровскому и Лозован, которые, однако, успели бежать с территории, подконтрольной властям Республики Молдова, до вынесения приговора. Сам факт того, что обвиняемым по громким делам удавалось бежать из страны до вынесения приговора, оставлял очень горький привкус от подобных решений и лишал ощущения справедливости.

Приговор Евгении Гуцул — это приговор, которого, очевидно, ОПГ Шора не хотела допустить, и поэтому прибегла к откровенно мафиозным методам. Теперь понятно, что ставка ОПГ Шора в их усилиях прекратить дело против Гуцул делалась не на проплаченные протесты, а именно на угрозы и запугивание Анны Кучереску.

Стойкость Кучереску была важна для всей страны

— Очевидно, что этот приговор также не устраивает Кремль и кремлёвских политиков в Республике Молдова, потому что все они являются бенефициарами схем по нелегальному финансированию политической деятельности. В последние годы мы видим, что объём денег на нелегальное финансирование политической деятельности в Республике Молдова, выделяемых Кремлём, бьёт все рекорды. Помимо Кремля, не стоит забывать и о Плахотнюке и его банде, которые также практиковали нелегальное финансирование политической деятельности.

Очевидно, что приговор, который вынесла судья Анна Кучереску в отношении Евгении Гуцул, многое меняет в молдавской политике. Не стоит забывать, что нелегальное финансирование, к сожалению, стало нормой. В прошлых нескольких выпусках Nokta Live и подкаста «Это вам не мешки таскать» я говорил о многочисленных и многообразных формах нелегального финансирования политической деятельности, особенно в Гагаузии, которая давно превратилась в полигон для экспериментов в этой области.

Огромное количество людей в молдавской политике благодаря нелегальному финансированию кормились, богатели, делали политические карьеры и строили бизнес-империи, получая доступ к власти через эти схемы. Однако масштабы нелегального финансирования уже стали угрожать не только Республике Молдова, но и безопасности целого региона. Поэтому его невозможно игнорировать. И с этой точки зрения, не побоюсь этого слова, судья Анна Кучереску совершила очень смелый поступок.

Да, кто-то может мне возразить: «Михаил, она просто делала своё дело». Согласен — просто делала, но в каких условиях! У нас принято критиковать судей и судебную систему, и на то есть причины: система сама делала всё, чтобы её критиковали. Однако мы должны признавать заслуги судей, когда они есть. В данном случае заслуга безусловно в том числе Анны Кучереску и, конечно же, прокуроров, которые довели это дело до суда, собрав всю фактуру и доказательства вины Евгении Гуцул, а Кучереску выдержала весь тот прессинг, который на неё обрушился. В данном конкретном случае мы видим, как от стойкости одного человека зависит не только выполнение её функциональных обязанностей, но и то, насколько эффективно наша страна будет бороться с такими монстрами, как российское влияние и мафия, обеспечивая безопасность не только нашей стране, но и целому региону.

Стоит отметить, что о кампании давления и запугивания, с которой столкнулась Анна Кучереску, стало известно уже после вынесения приговора. Человек это всё выдержал, сделал своё дело и только после этого проинформировал общество о том, что пришлось пережить. Она не использовала давление как повод для отказа от рассмотрения дела. Мне кажется, этот поступок достоин уважения и, почему бы нет, благодарности за выполненную работу и проявленную стойкость. Этот случай наглядно демонстрирует, насколько уязвимы судьи, когда речь идёт о противостоянии таким монстрам, как Кремль и мафия.

А их влияние на нашу политику сегодня — одна из самых серьёзных проблем, с которыми сталкивается государство. Мы как общество должны задуматься не только над тем, как обновить судебную систему и очистить её от коррумпированных судей, но и над тем, как обеспечить защиту судьям и прокурорам, которые готовы честно рассматривать сложные и, как оказалось, опасные дела.

Следует отметить, что Анна Кучереску не единственная судья, которая столкнулась с таким давлением. Также стало известно, что на судью и члена Высшего совета магистратуры Ливию Митрофан оказывалось давление, в том числе в контексте дела Гуцул. Ей приходили сообщения с угрозами смерти, где говорилось: «Сначала мы убьём Анну, а потом тебя». Как оказалось, недостаточно иметь честных судей в системе — нужно создать условия, чтобы они могли выполнять свою работу. И одно из таких условий — обеспечение их безопасности со стороны государства и признание их труда со стороны общества.

Как семья Гуцул прописалась в доме судьи

— Ещё один момент, на который обратила внимание пресса в контексте информации о кампании давления на Анну Кучереску, — это то, что в день помещения под домашний арест Евгения Гуцул сменила место жительства на квартиру своей сестры, которая находится в том же доме, где проживает судья. Это можно расценивать как ещё один элемент давления. Вместе с Евгенией Гуцул в этот дом переехали её муж и дети. Представьте, Анна Кучереску, выходя из дома, могла встречать мужа Евгении Гуцул и её детей. Казалось бы, что тут такого? Но это элемент психологического давления, призванный вызвать жалость или чувство вины у судьи за то, что она судит мать этих детей.

Из «забавного» в этом деле, если это слово здесь вообще уместно, — Евгения Гуцул попросила отвод судьи по причине того, что её муж встретил Анну Кучереску то ли во дворе, то ли в лифте и почувствовал предвзятое отношение. Цитата Гуцул: «Мой муж, я не участвовала, но мой муж действительно чувствует предвзятое отношение в последнее время, после того как встретились и узнали, что мы живём в одном доме». Ну что сказать — не надо было переезжать в этот дом, и не было бы никакого чувства. Что касается квартиры сестры Евгении Гуцул, интересно, что сестра Алена приобрела её сразу после выборов башкана. Я ни на что не намекаю, но мне кажется, ясно, чья это квартира на самом деле.

Про реакцию Стояногло

— Интересно и то, как отреагировали политики, связанные с Кремлём, на сообщения о давлении на судью Анну Кучереску. Понятно, что они недовольны тем, что судья выдержала прессинг и довела процесс до конца. Наиболее примечательной здесь является реакция Александра Стояногло — бывшего генпрокурора, бывшего главного прокурора Гагаузии и бывшего кандидата на должность президента Республики Молдова. Стояногло отреагировал на новости о давлении на Анну Кучереску и Ливию Митрофан, но, как говорится, лучше бы не реагировал.

Цитирую: «Я категорически против любых форм запугивания. Особенно когда под прицел попадают те, кто применяет закон: прокуроры, адвокаты, судьи. Я верю в закон, а не в давление. И ещё — я верю в необратимость наказания». На этом то, что можно интерпретировать как солидарность, заканчивается. Дальше Стояногло начинает привычный трёп про рецидивистов, киллеров и всё то, что мы неоднократно слышали от Влах, Цырди и Додона. Явно эти посты писались под копирку в пятой службе ФСБ.

До этого, кстати, Стояногло поддержал Гуцул и назвал приговор, вынесенный Анной Кучереску, политическим заказом — тот же текст из методички, который публиковали в соцсетях кремлёвские шестерки в Молдове. Реакция кремлёвской «гашки» выдаёт их подчистую. Им не нравится это решение, они почему-то не видят проблемы в кампании давления, но видят её в том, что Евгению Гуцул приговорили к 7 годам лишения свободы в деле, подкреплённом всеми необходимыми доказательствами и фактами виновности.

Очевидно, что они, как и их хозяева, не хотят, чтобы усилия Республики Молдова по борьбе с незаконным финансированием политической деятельности приносили плоды, потому что, если страна усилит противодействие, они станут следующими и потеряют доступ к большим деньгам.

Поэтому пожелаем стойкости всем честным людям в судебной системе — прокурорам и судьям — в их нелёгком труде и успехов в очищении молдавской политики от коррумпированных политиков и мафии.

Читайте также:

nokta