Алина Раду: Расследователи всё ещё нужны, потому что никто не сидит за кражу миллиарда

В эфире nokta директор расследовательского издания Ziarul de Gardă Алина Раду объяснила, почему, несмотря на то, что появление соцсетей, блогеров и ИИ составило конкуренцию СМИ, мир всё ещё нуждается в профессиональной журналистике.
В эфире спецвыпуска «Цены свободы» директор издания Ziarul de Gardă Алина Раду рассказала о том, как изменилась ситуация с молдавскими СМИ за последние десятилетия.
— Когда мы начали создавать румыноязычные масс-медиа, был сложный процесс, потому что советские медиа уходили, русские медиа приходили и уходили, то есть рынок медиа был всё время в движении. Сейчас мы можем сказать, что имеем уже хорошие румыноязычные издания, несколько русскоязычных хороших независимых СМИ. Но ситуация непростая, потому что к нам пришли [социальные сети] и грани журналистики за последние 10 лет начали смываться. Каждый человек получил возможность сказать все, что он хочет [через] платформу в своем мобильном телефоне, где у него есть и фейсбук, и тик-ток.
И общество стало обобщать и называть журналистами тех, которые никогда ими не были, т.е. каких-то инфлюенсеров, просто граждан, которые хотят сказать одно мнение. Мы часто ездим в деревни, города и разговариваем с людьми. И когда ты сейчас любого гражданина спрашиваешь, где он информируется, он тебе показывает [свой смартфон]. И когда я спрашиваю, а откуда именно, он скажет из фейсбука или тик-тока. Но фейсбук — это миллионы разных страниц, тик-ток — это миллионы разных голосов, разных видео, сделанных разными организациями или людьми. И сейчас человек [считает], что всё это — как бы журналистика.
Но там есть и антижурналистика, и бизнес, и дезинформация, и политика, и всё, что хочешь. И я думаю, что людям сегодня наиболее сложно, чем когда-либо, информироваться. И думаю, что наша задача сложнее, чем когда-либо. Прийти, подойти к человеку и сказать: «Смотри, мы проверяем всю информацию, мы пишем о коррупции или на [другие] темы, мы разговариваем с людьми и передаём их голоса». Это сейчас одна из самых сложных задач. Теперь нам надо работать над этим.
Ведущий программы Михаил Сиркели спросил: в чем сейчас заключается роль медиа, если сейчас мы конкурируем с теми, кого раньше информировали? Теперь люди имеют возможность высказываться на большую аудиторию и информировать друг друга.
— Был период, когда появились первые блогеры, и я тогда подумала тогда, что, возможно, уже не будет нужно много [журналистских расследований], — отвечает Раду, — Но, к сожалению или к счастью, эти блогеры не показали хороших, больших результатов. Расследовательские редакции очень нужны сейчас, потому что надо расследовать нынешнюю коррупцию или проблемы с деньгами нынешнего правительства. Надо расследовать, что правительство делает с бывшими случаями коррупции, [например], все еще никто не сидит в тюрьме за кражу миллиарда. И там так много имён, которых нужно расследовать и которые в конце концов [должны сесть] в тюрьму.
Сейчас нужно расследовать очень много случаев вмешательства России в информационную зону Республики Молдова, а также вмешательство в выборы, где людям платят за голоса, за митинги, за то, чтобы они сказали, что хотят быть с Россией, а ни в коем случае не с Европой. Поэтому есть столько моментов и проблем для расследования, что я поняла, что мы не останемся без работы.
Также сейчас появился чат GPT, и все поголовно стали его использовать: создают тексты, видео, всё, что хочешь. И была дискуссия, что, возможно, журналистика уже не так будет нужна, потому что чат GPT будет это дело делать. Но опять оказалось, что для расследователей появилось больше работы, потому что есть злоумышленники, которые используют чат GPT, чтобы делать фальшивые новости, видео — и нужен профессионал, который будет это расследовать.
Алина Раду также подчеркнула, что в этом контексте расследователи-фрилансеры уступают полноценной редакции.
— Сейчас очевидно, что выстоит коллектив, редакция, где есть и молодые, и более опытные расследователи, где есть юристы, где есть те, которые понимают, что мы должны держаться вместе. Поэтому что в одиночку сейчас очень сложно продержаться.
Читайте также: