«Даже учителя становятся жертвами фейков» — эксперт о кризисе школьного образования в Молдове

Историк и журналист Штефан Бежан заявил в эфире Nokta Forum, что система образования в Молдове не готовит выпускников к жизни в условиях дезинформации и нуждается в реформе. Более того, её распространяют сами преподаватели, которые нередко оказываются под влиянием фейков и конспирологических теорий.
В эфире Nokta Forum Штефан Бежан, историк и журналист, эксперт WatchDog, у которого есть опыт преподавания в Комрате и Кишиневе, говорил о школьном образовании в контексте борьбы с дезинформацией. Достаточно ли школа дает знаний, чтобы молодой человек, окончивший 12 классов, не стал жертвой этой самой дезинформации, направленной против демократии в стране?
— К сожалению, нет. К сожалению, даже те преподаватели, которые сейчас у нас в лицее, являются жертвами дезинформации. Я даже помню, когда я преподавал, что был один преподаватель медийного образования, и он [не только не опровергал фейки], но и сам был жертвой дезинформации. Распространял [различные] конспирологические теории.
И, к сожалению, образование сейчас не отвечает на нужды нашего общества не только с точки зрения медийного образования, но и [в целом по другим направлениям]. Ученик, который заканчивает сейчас 12 класс, не готов практически ни для чего. Поэтому нам нужно реформу делать в образовании.
Во-первых, профессия педагога в обществе уже не имеет такой статус, как раньше.
Сейчас средний балл приема студентов в педагогический институт — где-то 6 с чем-то. И [многие из них] будут преподавать в наших лицеях, потому что их не приняли на другие факультеты, и поэтому они выбрали педагогический. Не все, но многие. А если они не были хорошими учениками, они не могут быть хорошими преподавателями.
Далее, многие из тех, которые сейчас преподают в школах, это люди на пенсии. Если они на пенсии, значит, они жили основную жизнь в Советском Союзе. А в Советском Союзе то, что говорили в телевизоре (тогда не было интернета) или на радио, это [считалось] правдой. Они не задавали вопросов. Поэтому как эти люди могут дальше иметь медийное образование? Не могут они. Потому что если, ну, 10-15 лет назад мы говорили про то, что в Молдове мало информации, сейчас у нас ее слишком много. И иногда даже люди, которые имеют высшее образование, являются жертвой дезинформации.
Потому что информации так много, инструменты для фейков так усовершенствовали, что сейчас могут делать такой хороший дипфейк, что ты смотришь и сомневаешься: «Это правда или неправда?» Поэтому вот такой у нас пейзаж сейчас в Республике Молдова. Я думаю, что еще один инструмент хороший для борьбы с дезинформацией — не только образование, а еще [тиражировать] побольше правдивой информации. И делать ее динамичной, привлекательной.
Читайте также:
- В 27 школах Молдовы, включая Гагаузию, стартуют программы инклюзивного образования
- Школьникам из Гагаузии и Тараклии рассказали о советских репрессиях
- Москва стремится сменить власть в Молдове: подкуп диаспоры, атаки в соцсетях и провокации — Bloomberg
nokta