Эксперт: «Самая большая проблема Молдовы сегодня — это вода»

Засуха угрожает виноградарству и сельскому хозяйству юга Молдовы. Финансист и предприниматель Василий Тофан считает, что без инвестиций ЕС страна не сможет реализовать инфраструктурные проекты, необходимые для орошения и спасения отрасли.
В ближайшие два года ЕС выделит Молдове помощь в районе 1,9 млрд евро. В эфире спецвыпуска «Цены свободы» Василий Тофан, старший партнер инвестфонда Horizon Capital и председатель админсовета Purcari Wineries, объяснил, почему Молдова не может обойтись без инвестиций Евросоюза.
— Если бы сейчас Европа вытащила вот этот штекер из розетки, у нас бы вообще всё обвалилось, вы же понимаете, да? То есть мы очень сильно зависим от европейской поддержки сейчас. Средняя страна в процессе присоединения к Евросоюзу получает помощь на уровне 5% ВВП. 5% ВВП в случае Молдовы — это примерно 400 евро на человека. И это в основном гранты. Это то, что будет получать каждый молдаванин, и это может быть в разных формах.
Например, для аграриев это субсидии на уровне 200-250 евро на гектар. Которые, например, у румынских производителей есть, у польских производителей есть, а у наших нет. А нам-то нужно с ними конкурировать на внешних рынках для нашего экспорта. Понятно, что мы не можем себе позволить не получить это. Но более того, моя большая боль тут на юге [Молдовы] — это засуха.
У нас (у группы компаний Purcari Wineries — прим. nokta) есть 600 гектаров возле Этулии. Если мы не проведем туда орошение, мы останемся без виноградников. В Пуркарах (в Штефан-Водском районе) мы решили этот вопрос за свои деньги, потому что там мы возле Днестра, мы построили систему орошения на 400 гектар. У нас подземное, капельное орошение. И у нас прекрасные результаты. Полностью сделали за свои деньги, за наши инвестиции, без помощи государства.
Тут, на юге, мы готовы тоже за наши деньги поставить орошение, но нам нужна магистраль водная. Магистраль водная может быть протянута только из озера Кагул, которая примерно за 13 километров от наших виноградников. Это большой инфраструктурный проект, он уже стоит, не знаю, наверное, миллионов 5 долларов, но мы не потянем без этого проекта.
Озеро Кагул — это между Украиной и Молдовой. И, кстати, нам нужно дружить с Украиной, чтобы нам дали качать воду оттуда. Чем хорошо озеро Кагул? Там есть дамба, шлюз, который позволяет качать в это озеро воду из Дуная. То есть, в принципе, это озеро можно заполнять. Это очень важный проект. Для всего юга Гагаузии нам нужно протянуть эту водную трубу. Кто даст эти деньги, кроме Европейского союза или международных партнеров? Молдавские виноделы себе не могут [это позволить].
Это боль. За прошлые годы мы дошли до того, что осадки в южном районе составляют примерно 400 мм на квадратный метр. Для более-менее нормального виноградарства, я не говорю про другие культуры, тебе нужно минимум 600-650 мм, а лучше 800. И у нас 400. При 400 миллиметрах не работает виноградарство. Нам нужна труба, нам нужна вода, нам нужен очень разумный подход в целом к водному администрированию, потому что сейчас дождей меньше, потом эти огромные ливни, которые смывают чернозём, сразу утекают в реки, пропитывается этой воды мало.
И если вы меня спросите, какая самая большая [проблема] в Молдове у нас сейчас — я думаю, что вода. Это одна из топ-3 тем. И одна из моих надежд вот с этим приближением к Евросоюзу — это то, что мы сможем привлечь структурные фонды, чтобы подойти к воде системно, чтобы мы создали вот эту комиссию по воде, чтобы привезли лучшие умы, пусть они будут, там, из Дубая, пусть они будут из Европы. Нам нужно спасать эту страну в плане воды, потому что в стране, где пустыня, невозможно жить.
Читайте также:
- Ион Стурза: Борьба с глобальным потеплением должна стать национальной идеей Гагаузии
- И «американский» чат GPT, и «китайский» DeepSeek дали PAS наивысшую оценку — эксперимент финансиста
nokta