Политика и новости: Насколько независимы гагаузские СМИ?

Пилигрим-Демо представил отчет о результатах мониторинга наиболее значимых и релевантных для медиа-рынка местных средств массовой информации Гагаузской автономии. С отчетом можно ознакомиться по ССЫЛКЕ

Предметом мониторинга стали СМИ Гагаузии телевидение «GRT», радио «Албена», портал Gagauzinfo.md (мониторинг проводился в течении мая 2020 г.), а также радио «GRT», Pro100Radio, портал Nokta.md (мониторинг был проведен в июне 2020 г.).

Этот отчёт является частью финансируемого USAID, UK aid проекта «СМИ в поддержку демократии, интеграции и подотчетности в Молдове»(MEDIA-M) и внедрённым Internews in Moldova и Freedom House, направленного на содействие развитию независимых и профессиональных СМИ и создание медиа-сектора, более устойчивого к политическим и финансовым давлениям.

Редакционная политика гагаузских СМИ vs политические интересы

Основной целью мониторинга выступила оценка степени издательской независимости наиболее релевантных СМИ Гагаузии в освещении общественно значимых событий и в представлении политических деятелей и чиновников национального и регионального уровней и местных администраций региона.

Согласно применяемой методологии, отмечает эксперт Петру Маковей, автор исследования, политическими деятелями являются все политики на региональном и национальном уровнях, которые занимают выборные должности, включая депутатов (Парламент Республики Молдова, Народное Собрание Гагаузии, районные/муниципальные советники), партийных лидеров на региональном и национальном уровне, других политических активистов, мэров муниципиев, городов и других населенных пунктов. К политическим деятелям относятся и президент Республики Молдова (и его советники/представители), башкан АТО Гагаузия и ее заместители/советники.

Отчет дает общее представление о том, какое СМИ автономии имеет независимую и сбалансированную редакционную политику, а чья редакционная политика является предвзятой и продвигает какую-либо политическую силу.

Также, мониторинг показывает в какой степени средства массовой информации Гагаузии свободны от различных политических интересов. В свою очередь, результаты мониторинга косвенно показывают является ли медиа-рынок Гагаузии монополизированным.

Общественное телевидение «GRT»: благоприятствование политикам и реклама бизнесмена

В период мониторинга (май 2020 года) выпуски новостей регионального общественного телевидения «GRT» содержали новости и репортажи, касающиеся, как правило, социальной сферы региона и некоторых общественно значимых событий.

Вероятно, из-за условий пандемии COVID-19 большинство материалов освещали ситуацию в муниципии Комрат, а другие населенные пункты автономии были представлены в новостях меньше. Политическая жизнь страны в целом почти не освещалась. В основном источниками информации выступали официальные лица, гораздо реже — альтернативные источники информации и обычные граждане, отмечает эксперт Петру Маковей.

«В новостях отмечалось некоторое благоприятствование Башкану Гагаузии Ирине Влах, которая была представлена в позитивном контексте в вечернем эфире (в том числе в выпусках новостей от 18.00 и от 19.30) не менее чем в 11 новостях, общей продолжительностью более 40 минут. Так, в выпусках новостей от 5 мая были репортажи о визите Башкана в больницу города Чадыр-Лунга и о ее встрече с двумя экономическими агентами в области сельского хозяйства«, — сообщается в отчете.

На протяжении мая в вечерних новостях телевидения GRT Ирина Влах была представлена в негативном контексте два раза: 16 мая — в трансляции заседания Народного Собрания, когда один депутат сказал, что она встречается с президентом Додоном тайком и ничего не решает, и 20 мая — в передаче, ретранслируемой с радио GRT, в которой депутат Народного Собрания Сергей Чимпоеш обвинил Ирину Влах в том, что она не просила денег у правительства Р. Молдова для румынского лицея им. М. Эминеску.

Визиту президента Игоря Додона в регион 7 мая было отведено большое количество эфирного времени этого дня. Так, в выпуске новостей в 18.00 Додон не фигурирует только в новостях о погоде, все остальные пять новостей — о визите президента в регион.

За исключением мэра города Вулканешты из «Нашей Партии», другие представители оппозиции или лидеры общественного мнения из региона не имели большого доступа к вечерним новостям GRT в мае 2020 года, говорится в мониторинге.

Выпуск телепередачи GAGAUZİYA GÜN GÜNDÄN от 4 мая был посвящен предпринимателю с явными политическими амбициями Андрею Валькову.

В течение 50-ти с лишним минут Вальков, представленный как бизнесмен и меценат, рассказывал о своей жизни, о том, что он сделал для Комрата, высказывал свое мнение о праздновании 9 Мая, судьбе Гагаузии, выступал против объединения Р. Молдова с Румынией и т.д. В передачу были включены мнения людей, которые хвалят Валькова и говорят о его позитивных качествах. Журналистка, которая ведет передачу, задавала участнику только удобные вопросы. Передача от 4 мая была выпущена в повторе и 8 мая.

«Следует отметить, что за последние полгода на GRT было выпущено еще две передачи с участием этого предпринимателя, которые также представляли его только в положительном контексте и являлись, по сути, рекламными материалами, хотя это никак не было обозначено для телезрителей«, — отмечает эксперт.

Радио «Албена»: об Ирине Влах только позитивно

В период мониторинга (май 2020 года) анализировались выпуски новостей, которые транслировались в дневном эфире радиостанции «Албена», в период с 10.00 до 14.30. Автор исследования, Петру Маковей отмечает, что эта радиостанция выпускает по два коротких выпуска новостей (до 15-ти минут) в день, которые повторяются несколько раз.

Большинство новостей освещали ситуацию в стране, новостей из региона было меньше, а основными источниками информации для радионовостей являлись новостные порталы Gagauzinfo.md, Aif.md, информационное агентство Инфотаг.

Много новостей были представлены нейтрально, без явного предпочтения каким-либо политическим или административным деятелей региона.

«В то же время для освещения деятельности Башкана Ирины Влах были отобраны благоприятствующие ей новости, и она была представлена только в позитивном контексте. Критические высказывания депутатов Народного Собрания и/или других оппонентов Ирины Влах не освещались в новостях радио «Албена».

Также не освещались в дневных выпусках новостей, которые были включены в мониторинг, некоторые общественно значимые для региона темы, к примеру, скандал с обвинениями в исчезновении зерновых запасов региона или заявления некоторых депутатов и общественных деятелей о неэффективной и нетранспарентной деятельности исполкома«, — говорится в мониторинге.

Автор исследования отмечает, что большое внимание в новостях радио «Албена» уделялось президенту Игорю Додону, его заявлениям и представленным им инициативам. В большинстве случаев Додон был представлен в позитивном контексте.

В то же время были и несколько новостей, в которых Игорь Додон предстает в негативном контексте (12 мая — депутат Андриан Канду угрожает Игорю Додону компрометирующей информацией о бизнес-схемах, в которых он замешан; 21 мая — депутат Серджиу Литвиненко хочет скорейшего проведения президентских выборов, чтобы «мы быстрее избавились от Додона»; 29 мая — депутаты Pro-Moldova обвиняют Игоря Додона и других в ложных заявлениях).

Gagauzinfo.md: рупор политических интересов Ирины Влах и ПСРМ в регионе

В течение мая большинство новостей портала Gagauzinfo.md (примерно 65% от общего числа опубликованных материалов) касалось эпидемиологической ситуации в регионе и в общем по стране.

Анализ опубликованных в мае материалов позволяет сделать вывод, что новостной портал Gagauzinfo.md благоприятствует с точки зрения редакционной политики Башкану Ирине Влах, прямо и косвенно продвигает ее деятельность через текстовые и видеоматериалы, рассказывая детально о принятых ею решениях и тщательно подбирая благоприятные мнения о ее деятельности.

Изредка в новостях появляются мэры некоторых населенных пунктов региона; депутаты Народного Собрания цитируются редко, а те, которые выступают против Ирины Влах, представлены в негативном контексте. В спорах исполкома с депутатами о некоторых текущих вопросах портал выступает на стороне Ирины Влах, оказывая ей информационную поддержку и продвигая ее точку зрения (пример: ситуация с помощью Румынии для ремонта лицея имени Эминеску).

«Так, в мае Башкан Ирина Влах была представлена только в позитивном контексте как минимум в 25 новостях и других материалах, опубликованных порталом Gagauzinfo.md. Многие новости сопровождались большими фотогалереями, которые дополняли положительный контекст, в котором предстает Башкан«, — говорится в отчете.

Повышенное издательское внимание уделяет Gagauzinfo.md и деятельности президента Додона. Он также был представлен только в позитивном контексте во всех новостях, которые его касались. Кроме визита президента в Гагаузию 7 мая, который был широко представлен в шести новостях и репортажах в текстовой и видеоверсии, портал подробно рассказал (текст, видео) и о визите Додона 14 мая в район Басарабяска (который не входит в АТО Гагаузия).

Портал не публиковал критические материалы в адрес Игоря Додона, правительства Иона Кику или ПСРМ, также в новостной ленте отсутствовали новости о деятельности оппозиционных партий и их лидеров, за исключением новости от 18 мая, в которой говорилось о критических высказываниях депутата Парламента Молдовы Октавиана Цыку относительно отказа депутатов Народного Собрания выделить контрибуцию на строительство нового корпуса лицея имени Эминеску в Комрате, которое финансирует Румыния.

Таким образом, можно сделать вывод, что политическая жизнь в стране порталом  Gagauzinfo.md отражалась выборочно, в основном через призму политических интересов Игоря Додона и ПСРМ.

Радио GRT: географическое разнообразие новостей

На общественном радио GRT большинство тем в дневных выпусках новостей (мониторились новости и передачи в период времени между 14.00 и 17.00), которые выходили в эфир на протяжении июня, были посвящены эпидемиологической ситуации в регионе и в стране в контексте пандемии COVID-19. В новостях была представлена точка зрения представителей местных властей из нескольких населенных пунктов региона, в этом смысле географического разнообразия было больше, чем на общественном телевидении GRT.

В то же время в новостях преобладали официальные мнения и позиция, а примары и другие политические и административные деятели были представлены в основном в позитивном контексте. Альтернативные точки зрения на темы, которые освещались в новостях, отсутствовали, редко появлялись высказывания представителей оппозиции, независимых экспертов, обычных граждан.

«Таким образом, в случае радио GRT можно говорить об определенных проблемах с гарантированием плюрализма мнений«, — приходит к выводу эксперт Петру Маковей.

Башкан Ирина Влах была представлена в нескольких новостях в позитивном и нейтральном контекстах.

Критические высказывания некоторых депутатов Народного Собрания о деятельности исполкома и Башкана Гагаузии не освещались в вечерних новостях на радио GRT.

В июне радио GRT благоприятствовало примару города Вулканешты Виктору Петриогло («Наша Партия»), который был представлен в позитивном контексте в нескольких новостях и передачах.

PRO100 Радио: Поддержка тираспольского режима

На протяжении июня выборочно анализировались новости, передаваемые в эфире PRO100 Радио в начале каждого часа. Новости этой радиостанции освещали общую политическую ситуацию в Республике Молдова, большое внимание уделялось ситуации в Приднестровском регионе.

В обоих случаях информация была представлена с официальной точки зрения, а отбор представленных новостей свидетельствует о явных политических предпочтениях радиостанции.

Результаты мониторинга позволяют сделать вывод, что PRO100 Радио продвигает Игоря Додона, правящую партию и нынешнее правительство, оказывая им информационную поддержку в большом количестве ежедневных продолжительных новостей, подробно рассказывая о их деятельности и представляя этих политических и административных деятелей только в положительном свете, в том числе с их подробными заявлениями на соответствующие темы, и отбирая новости, которые им благоприятствуют.

«В течение месяца в эфир вышли более 35 новостей, которые представляют в положительном контексте и благоприятствуют Игорю Додону, большинство из них повторялись несколько раз в течение эфирного дня«, — свидетельствуют результаты мониторинга.

Хотя некоторые представители оппозиции на национальном уровне тоже появлялись в новостях PRO100 Радио с определенными заявлениями, иногда критическими, все-таки в этих случаях речь идет о коротких новостях в дневном эфире, продолжительностью, как правило, около минуты, в которых прямые высказывания лидеров оппозиции отсутствуют.

Также чувствуется некоторая тенденциозность отбора новостей, направленная на подчеркивании разногласий между оппозиционными партиями, в первую очередь между Андреем Нэстасе и Майей Санду, с тем чтобы на этом фоне президент Додон и ПСРМ выглядели более выигрышно в глазах избирателей.

В эфире PRO100 Радио очень много новостей о Приднестровском регионе, в том числе о экономике, ситуации с пандемией, некоторых социальных аспектах.

Все новости представляют только официальную точку зрения властей непризнанного региона, без каких-либо критических высказываний и анализа их действий, а в некоторых новостях представлены в негативном контексте власти Республики Молдава и Украины. Таким образом, складывается впечатление, что своей редакционной политикой эта радиостанция поддерживает тираспольский режим.

Nokta.md: независимая редакционная политика с предвзятым отношением к некоторым политикам

Портал Nokta.md выпускает большое количество ежедневных новостей о ситуации в Гагаузии, в стране и в мире. В среднем, портал публикует около 30-ти новостей в день, однако 30 июня было 52 новости. Также выпускается еженедельная авторская программа Михаила Сиркели NOKTA LIVE, в которой анализируются основные темы недели как на национальном, так и на региональном уровне.

По количеству новостей основное внимание уделяется политической ситуации в стране. Так, в июне были опубликованы новости, касающиеся всех значимых политических событий, без каких-либо редакционных предпочтений, в том числе заявления представителей власти, парламентской оппозиции, также некоторых внепарламентских политических деятелей.

Портал информировал о заседаниях правительства Р. Молдова и принятых решениях, о законодательных инициативах, обсуждаемых в Парламенте, о возможном распаде правящей коалиции и о возможном изменении политической ситуации в стране, о предложениях президента Игоря Додона к оппозиционным партиям и их реакции на эти заявления и т.д.

При этом публиковалась не только официальная информация, но и данные из альтернативных источников, касающиеся, в частности, антиковидных мер в автономии и ситуации с лечением больных в Комратской инфекционной больнице.

В отличие от других СМИ региона, портал Nokta.md подробно освещал и точку зрения депутатов Народного Собрания, которые критикуют исполком и Башкана Ирину Влах, на темы борьбы с пандемией и зерновых запасов региона.

В большинстве случаев редакционная позиция была нейтральной, новости были равноудаленными, а портал представил необходимый плюрализм мнений.

Башкан Ирина Влах была представлена порталом Nokta.md, прямо или косвенно, больше в негативном контексте (не менее 11 раз), а региональные власти обвинялись в том, что они не справляются с пандемической ситуацией и скрывают правду.

В некоторых новостях о критике в адрес президента Додона со стороны его политических оппонентов также не представлено мнение Додона или высказанная им ранее позиция по поводу этих обвинений.

В июне портал Nokta.md опубликовал четыре выпуска еженедельной авторской программы Михаила Сиркели NOKTA LIVE.

В этих получасовых программах автор критически анализирует события в стране и в регионе на протяжении недели и резко высказывается по общественно значимым проблемам. Программа не нарушает деонтологию представления мнений в журналистских материалах, отношение автора к обсуждаемым темам и героям критическое, но ровное, без атак на личности и использования манипулятивных техник.

Следует отметить, что темы для анализа касаются острых проблем региона и страны, а автор основывает свое мнение на фактах, которые опровергают заявления властей.

Таким образом, передача способствует информированности и развитию аналитических способностей читателей/зрителей.

Выводы

В своей издательской деятельности три из шести наиболее значимых и релевантных для медиарынка местных средств массовой информации Гагаузской автономии (новостной портал Gagauzinfo.md, Pro100Radio, радио «Албена») не являются независимыми и освещают общественно значимые события в регионе и в стране выборочно и с точки зрения определенных политических деятелей, партий или других групп интересов.

Политические и административные деятели и чиновники национального и/или регионального уровней также представлены в новостях и передачах в зависимости от политических пристрастий. Общая издательская политика портала Gagauzinfo.md и Pro100Radio имеет явно предвзятый характер, а количество и/или продолжительность и тональность большинства новостей подчеркивает благоприятствование определенным политическим и/или административным деятелям и группам интересов. В меньшей степени это можно сказать о радио «Албена».

Общественное телевидение «GRT» и общественное радио «GRT» не являются полностью независимыми и не отвечают требованиям плюрализма, выдвигаемым к общественному поставщику аудиовизуальных медиауслуг. Они не освещают в полной степени события в регионе, новости нередко представляют только официальную точку зрения, госчиновники представлены почти всегда в положительном контексте, альтернативные мнения и источники информации появляются редко, а некоторые острые, злободневные темы не представлены в новостях и не обсуждаются в других передачах.

Одно из релевантных СМИ региона — портал Nokta.md — является полностью независимым с издательской точки зрения и представляет широкий тематический спектр.

Новости портала Nokta.md, по сравнению с другими СМИ региона, в большей степени отвечают требованиям плюрализма мнений, а авторские передачи способствуют развитию критического мышления читателей. Несмотря на это, некоторые журналистские материалы пристрастны по отношению к определенным политическим деятелям страны и региона.

фото (символ): Vecteezy

Nokta