Субсидии в сельском хозяйстве: возбуждены десятки уголовных дел, но коррупциогенные риски сохраняются
Почти 50 уголовных дел по фактам пассивного и активного коррумпирования, извлечения выгоды из влияния и отмывания денег, совершенных служащими Агентства по интервенциям и платежам в сельском хозяйстве (AIPA) и экономическими агентами в процессе предоставления субсидий в сельском хозяйстве, находились в расследовании Национального центра по борьбе с коррупцией (НЦБК) в начале марта 2023 года. Такие случаи далеко уже не новость, однако как эксперты, так и власти отмечают, что коррупциогенные риски в сфере предоставления субсидий в сельском хозяйстве остаются высокими.
Десятки уголовных дел за нарушения при субсидировании
Уже в начале нынешнего года НЦБК и Антикоррупционная прокуратура объявили о действиях по уголовному преследованию в рамках 26 уголовных дел, возбужденных по фактам злоупотребления властью или служебным положением, пассивного и активного коррумпирования, извлечения выгоды из влияния и отмывания денег, совершенных представителями AIPA и экономическими агентами в процессе предоставления субсидий в сельском хозяйстве. Только в рамках одного уголовного дела сумма ущерба превышала 3,5 млн леев. Тогда AIPA объявила, что не желает иметь ничего общего с сотрудниками, которые предположительно совершили коррупционные деяния. Также ведомство призвало физических и юридических лиц уведомлять руководство о нарушениях, допускаемых его служащими в процессе рассмотрения заявлений и петиций.
Это не первый случай, когда правоохранительные органы сообщают об уголовных делах, совершенных по фактам произвола и нарушения в процессе рассмотрения заявок о субсидиях в сельском хозяйстве и их выплаты. В мае 2021 года, НЦБК проинформировал о возбуждении уголовного дела по факту того, что должностные лица AIPA «предположительно выплатили субсидии из Национального фонда развития сельского хозяйства и сельской местности (НФРСХСМ) и проектов внешней финансовой помощи (более 100 млн леев), в том числе от Всемирного банка, заявителям, которые не соответствуют обязательным условиям и приемлемым критериям». В 2015 году Генеральная прокуратура объявила о 34 уголовных делах, касающихся предоставления субсидий в сельском хозяйстве.
Коррупциогенные риски, обусловленные человеческим фактором
В сельском хозяйстве существует несколько коррупциогенных сфер, однако прежде всего это относится к сфере субсидирования, заявил в своем комментарии для Ассоциации независимой прессы (API) экономист Вячеслав Ионицэ. По его словам, субсидии в сельском хозяйстве увеличиваются из года в год, но их все равно недостаточно, соответственно, их предоставление зависит от решений чиновников, что и приводит к возникновению коррупциогенных рисков.
«Если субсидий не хватает и выплату сотен миллионов леев переносят на следующий год, а кто-то решает, что этот получает деньги в нынешнем году, а тот — в следующем, то, разумеется, возникает риск коррупции. Там, где речь идет о государственных деньгах, которые практически раздают бесплатно, возникает проблема. Да, ведется огромная работа по процедурам, принимаются меры по снижению рисков, однако они по-прежнему сохраняются», — подчеркнул Вячеслав Ионицэ.
По мнению эксперта, лучший способ исключить коррупциогенные риски в данной сфере — провести дебюрократизацию и автоматизацию процесса предоставления субсидий с тем, чтобы исключить человеческий фактор.
Антикорруционные меры Минсельхоза
«Большинство случаев коррупции в агропродовольственном секторе возникают в процессе исполнения специфических для государственных учреждений функций и компетенций: регулирование, сертификация, надзор и организация. Таким образом, в целях предупреждения и уменьшения случаев коррупции на уровне AIPA министерство проверяет законность решений насчет распределения средств НФРСХСМ. Все проекты нормативных актов в областях деятельности Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности подвергаются антикоррупционной экспертизе с целью выявить коррупциогенные риски, которые могут возникнуть», — сообщил в своем комментарии для API генеральный секретарь Минсельхоза Серджиу Герчу.
Он также уточнил, что ведомство периодически дополняет секторальный план действий по борьбе с коррупцией в агропродовольственной области, обеспечивает организацию ежегодных обучающих мероприятий для служащих, обеспечивает служащим финансовые стимулы «для подавления» коррупции и извлечения выгоды из влияния.
«В 2017 году в рамках AIPA создали Службу по борьбе с мошенничествами, которая провела целый ряд миссий по выявлению и анализу рисков мошенничества, возникающих в процессе распоряжения средствами НФРСХСМ, в том числе средствами, выделяемыми из фондов программ внешней помощи. В результате удалось вскрыть различные нарушения», — сообщила API заместитель директора учреждения Диана Кошалык.
По ее словам, Служба по борьбе с мошенничествами зарегистрировала и провела миссии по оценке рисков мошенничества в более 500 делах о предоставлении субсидий, при этом был выявлен целый ряд нарушений. Многие из этих дел были переданы Генеральной прокуратуре.
Больше субсидий для земледельцев
Национальный фонд развития сельского хозяйства и сельской местности существенно увеличился за последние годы — с 900 млн леев в 2017-2018 годы до 1,5 млрд леев в 2023 году. Отметим, что в 2022 году он составил 1,5 млрд леев, но затем его увеличили на 250 млн леев, чтобы помочь сельхозпроизводителями справиться с ростом цен на горючее и сырье, вызванным российским вторжением в Украину. И в нынешнем году власти заявили, что изыщут дополнительно 200 млн леев для субсидирования земледельцев в ответ на устроенные ими акции протеста.
Даниела Чобану,
журналистка, Ассоциация независимой прессы (API)
Этот материал разработан при поддержке проекта «Укрепление верховенства закона и механизмов борьбы с коррупцией в Республике Молдова», финансируемого совместно Европейским Союзом и Федеральным министерством экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ) и реализуется Обществом международного сотрудничества Германии (GIZ). Выраженные мнения принадлежат авторам и не отражают в обязательном порядке позицию финансирующих структур и GIZ. Финансирующие структуры и GIZ никоим образом не влияют на выбор темы материала.
Читайте также:
- Почему мелкие квотчики в убытке и как захватываются бесхозные земли: эксперты о коррупционных связях в сельском хозяйстве
- Вовлечение гражданского общества в процесс госзакупок снижает риск мошенничества
- Коррупция в здравоохранении сказывается на самых уязвимых
- От коррупции в соцобеспечении напрямую страдают граждане, она подрывает доверие к госучреждениям
nokta
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, где мы публикуем самые важные новости дня, а также следите за нашими публикациями на YouTube, в Facebook, Instagram, TikTok и Threads.