Главная  —  Лонгриды   —   27:77 — далеко не равный счёт.…

27:77 — далеко не равный счёт. Как в Гагаузии в выборах примаров участвовали женщины

На выборах примара в Гагаузии кандидатов-женщин было значительно меньше, чем мужчин. В 11-ти населенных пунктах не было зарегистрировано ни одной женщины, а в 11-ти других женщины оказались в меньшинстве. Лишь в четырех населенных пунктах кандидатки преобладали или были равны по количеству мужчинам. Две женщины выиграли выборы с первого тура, три — прошли во второй тур. А 5 кандидаток от партии “Шанс” потеряли возможность участвовать в выборах, поскольку были исключены. 

Женщин поровну или больше

Сразу оговоримся, в каждом населенном пункте Гагаузии было по одному кандидату от партии “Шанс”, которых сняли за два дня до выборов за многочисленные нарушения Избирательного кодекса — подкуп избирателей и фальсификацию финансовых отчетов.  Исключение — Комрат, где кандидату от этой партии — клона партии “Шор” — сразу было отказано в регистрации, поэтому в бюллетене не было никого с отметкой “Retras”. 

В нашем анализе мы будем указывать лишь те населенные пункты, где от партии “Шанс” выдвигались и были сняты женщины, в остальных из гонки выбыли мужчины.

В трех сёлах автономии было зарегистрировано по 4 кандидата, из них двое мужчин и две женщины (50%), одна из которых прошла во второй тур. Это с. Чишмикиой, с. Бешгиоз и с. Конгазчик

Село Ферапонтьевка лидирует по количеству кандидаток-женщин — 6 (85,7%). В списке из 7 человек был лишь один кандидат мужчина. Одна кандидатка от партии “Шанс” выбыла.

Женщины в меньшинстве 

В Комрате за должность примара боролись 8 кандидатов, в числе которых одна женщина, независимая кандидатка. Во второй тур она не прошла. Так, участие женщин в выборах в этом населенном пункте составляет 12,5%.

В г. Вулканешты баллотировалось 6 кандидатов, из них две женщины (33,3%). 

В с. Казаклия было трое кандидатов-мужчин и одна женщина (25%). 

В с. Чок-Майдан за кресло примара боролись 7 кандидатов, включая двух женщин (28,5%). Одна из них была исключена, так как выдвинулась от партии “Шанс”.

В с. Баурчи среди пяти кандидатов — две  женщины (40%). Одна кандидатка  от партии “Шанс” была исключена.

В с. Кирсово были зарегистрированы четверо кандидатов, в числе которых одна женщина (25%).

В с. Кириет-Лунга в выборах участвовали пятеро мужчин и одна женщина (16,6%), одержавшая победу. Речь о независимой кандидатке Валентине Кайкы. 

В с. Светлый в гонке за кресло примара участвовало 4 кандидата-мужчин. Фигурирующая поначалу в списке женщина (20%) от партии “Шанс” была исключена.

В г. Чадыр-Лунга — та же ситуация: 4 кандидата-мужчины и одна исключенная из гонки женщина от партии “Шанс”.

В с. Етулия из 5 кандидатов было две женщины (40%), между ними пройдет второй тур. 

В с. Карбалия из трех кандидатов — одна женщина (33,3%). Победу в первом туре одержала Татьяна Киося от партии “Возрождение”. 

Ни одной женщины в списке от одного до шести

В 11-ти селах в выборах не участвовало ни единой женщины. И, повторим, в каждом из этих сел  был кандидат от партии “Шанс”, которого сняли с выборов.

В с. Копчак и с. Бешалма баллотировалось по четверо кандидатов-мужчин.

В с. Джолтай, с. Авдарма и с. Гайдар — по трое кандидатов,.

В с. Томай и с. Дезгинжа — по двое кандидатов.

В с. Конгаз было 6 кандидатов.

В с. Буджак в выборах принял участие только один кандидат, Николай Дудогло, выдвинутый как независимый. Его оппонент от партии «Шанс» Степан Гаргалык был исключен из избирательной кампании.

В с. Русская Киселия примара не выбирали, так как единственным кандидатом был Георгий Господинов, который выдвигался от партии «Шанс». Господинов был примаром с 2011 года. В этом селе будут повторные выборы по избранию советников в сельский совет.

В с. Котовское тоже единственным кандидатом был Георгий Палик от партии «Шанс». 

Каждая четвертая и то не в каждом селе

Итак, на местных выборах в Гагаузии на пост примаров баллотировались 27 женщин и почти втрое больше мужчин — 77 кандидатов. То есть из 104 кандидатов женщины составили 26% в общем зачете. Однако почти в половине населенных пунктов на должность примара не стала претендовать ни одна женщина. Ни от партии, ни независимо. 

Среди 13-ти примаров, выигравших в первом туре, лишь две женщины (15,3%).

Напомним, для того чтобы обеспечить большее представительство женщин в политике, в новый Избирательный кодекс были внесены ряд положений. В частности, в списках кандидатов от партий для парламентских и местных выборов должна соблюдаться 40-процентная минимальная представительская квота. И хотя это касается обоих полов, но очевидно, что это требование в первую очередь направлено на поддержку женщин — не допускает дискриминации и продвигает женщин в политике. Причем эти 40% женщин нельзя разместить в конце списка. Кандидаты располагаются в списках согласно следующему соотношению: минимум четыре кандидата на каждые десять мест.

Мы не сумели проанализировать списки советников от партий по нескольким причинам. Во-первых, поскольку в Гагаузии 26 населенных пунктов, и это большой объем данных. Во-вторых, и это основная причина, большинство партий не представили поименные списки своих кандидатов. Во всяком случае их нет в открытом доступе.

Этот материал был произведён в рамках проекта «Консолидация демократии в Молдове посредством инклюзивных и прозрачных выборов», реализуемого ПРООН в Молдове при финансовой поддержке Посольства Великобритании в Кишиневе через The Good Governance Fund.

Читайте также:

nokta