Избиение, пытки и имитация казни. Украинский наладчик 9 дней провел в плену у российских солдат
Пулеметный огонь по машине, пытки ножом и электричеством, многократные удары прикладами и стальными прутьями по лицу и телу, имитация казни, лишение пищи на 48 часов. Историю похищенного российскими войсками 5 марта украинского наладчика Никиты (имя изменено в целях безопасности), который содержался под стражей в течение девяти дней, опубликовали «Репортеры без границ».
32-летний Никита получил образование юриста и менеджера, с 2013 года он периодически работает в качестве корректора и переводчика для иностранных СМИ. В прошлом месяце у IT-компании, в которой он работает, начались проблемы из-за войны, поэтому он начал работать на полную ставку в качестве наладчика (местный человек, который помогает и ускоряет работу корреспондента, работающего в другой стране. — прим. ред.) на Radio France.
«Репортеры без границ» (RSF) опубликовали шокирующий рассказ о том, как все произошло.
RSF начали искать Никиту после того, как 8 марта Radio France сообщило, что он пропал без вести. А после его освобождения, наконец, установили с ним контакт через Центр свободы прессы, который был открыт во Львове. Они планируют передать его рассказ главному прокурору Международного уголовного суда в качестве продолжения двух жалоб, которые он уже лично подал прокурору 4 и 16 марта.
Один из его товарищей по заключению госпитализирован с тяжелыми ранениями. Судьба другого, бывшего высокопоставленного госслужащего Украины, неизвестна. С еще одним заключенным удалось связаться RSF и он сказал, что отделался без особых травм и других последствий.
Олег Батурин, украинский журналист, который был освобожден 20 марта после восьмидневного плена у российской армии и аналогичного обращения, сказал: «Они хотели сломать меня, пройтись по мне, показать, что будет с каждым журналистом, что тебя убьют».
История Никиты: выстрелы и плен
5 марта Никита сопровождал съемочную группу «Radio France» в репортажной поездке в центре Украины вблизи деревни, где его семья нашла убежище. Он узнал, что дорога в деревню его семьи открыта. Поскольку в регионе шли интенсивные бомбардировки, решил быстро съездить туда, чтобы узнать, там ли еще его семья, и эвакуировать их. Он одолжил машину команды, чтобы отправиться к семье.
Никита попал в засаду российского разведывательного подразделения на краю придорожного леса, когда ехал с табличкой «Пресса» на передней части машины. Он рассказал, что по его машине было произведено от 30 до 40 выстрелов. Лежа на боку, он ускорился, чтобы уехать, но врезался в дерево. Спасла его подушка безопасности, он закричал, что он гражданский, показал руки, чтобы доказать, что безоружен, и вышел из машины.
По его словам, было шестеро солдат, у каждого из которых на ноге была закреплена белая лента, схватили его, повалили на землю, обыскали и избили. Он продолжал кричать, что он гражданский, но они, похоже, думали, что он солдат, действующий как разведчик для наведения артиллерийского огня.
«Игра» в казнь и избиение для развлечения
Натянув шапку на глаза, солдаты отвели Никиту в дом, расположенный в нескольких минутах ходьбы. Обыскав его телефон, они нашли информацию, связанную с его работой в качестве наладчика — о поиске бронежилетов и прокладке маршрутов, что вызвало у них подозрение. Они вытащили его на улицу, прижали к стене, натянули шапку, лезвие ножа поднесли к глазу, провели им по щеке и пригрозили порезать лицо. Он объяснил, что работает наладчиком и переводчиком для иностранных журналистов, но они несколько раз ударили его прикладами автоматов по лицу и телу.
Никита чувствовал во рту осколки зубов и кашлял кровью. Солдаты бросили его в канаву, рядом с мертвой собакой, и устроили инсценировку казни: солдат сделал вид, что хочет проверить, работает ли его автомат, и произвел выстрел, который задел голову Никиты.
Затем солдаты отвели его в свой лагерь в лесу. Снова надвинув кепку на глаза, привязали к дереву, украли обручальное кольцо и сняли обувь.
После обеда солдаты снова избили Никиту прикладами и стальными прутьями по ногам. Несколько раз он терял сознание. Он сказал, что солдаты, похоже, делали это для развлечения.
Почти три дня он провел в лесу, привязанный руками за спиной к деревьям. Его перестали бить и рядом с ним привязали других гражданских лиц. С одним из них, который позже был освобожден одновременно с Никитой, RSF связалась и смогла подтвердить его рассказ.
Никита, этот другой заключенный и третий были доставлены в бронированной машине 8 марта в место, находящееся примерно в 40 минутах езды. По прибытии солдаты вытащили его из машины, повалили на землю, один солдат сел ему на спину, и ему задавали те же вопросы, что и в лесу. Солдаты решили, что он шпион, который использует свою работу наладчика как прикрытие.
Пытки током и подпись о «поддержке» нападения России на Украину
Один солдат закатал правую штанину Никиты до колена, а другой бил его током. Прижав лицо к земле, Никита не мог видеть, каким инструментом его ударяли током, но он насчитал три или четыре удара, каждый из которых длился от пяти до десяти секунд. Боль была такая, что каждая секунда казалась вечностью. Двух других гражданских лиц тоже пытали. Тот, с кем связалась RSF, рассказал, что ему на голову надели мешок, чтобы он не мог дышать, и очень жестоко избивали.
Военные заставили Никиту написать и подписать письмо, в котором он заявил о своей поддержке российской армии и вторжения в Украину.
Подвалы с водой и сотрудники ФСБ/ГРУ
После подписания документов Никиту и двух других гражданских лиц отвели — связанными и с завязанными глазами — в подвал дома, пол которого был заполнен водой. Их оставили там на два дня, пока, после мольбы к охранникам отвести их в менее холодное место, их наконец перевели.
10 марта их отвели в подвал другого дома, где к ним присоединился еще один заключенный, бывший высокопоставленный украинский государственный служащий.
В этом доме четверых заключенных допрашивают военные другого типа. Никита мог видеть только их ноги и ботинки, но этого было достаточно, чтобы понять, что они не являются членами боевых подразделений. Их чистые, начищенные ботинки и выглаженные брюки говорили о том, что они могут быть сотрудниками ФСБ или ГРУ.
Никиту освобождают: «Если не заберете, мы расстреляем его на месте»
12 марта заключенным сказали, что их освободят на следующий день. А 13-го их действительно вывезли. Никиту освободили в лесу после часа езды. Он подумал, что его собираются казнить, и побежал. Но он не слышал выстрелов и добежал до дороги. На дороге его остановили другие русские солдаты, и он испугался, что его снова похитят. Но ему удалось сесть в машину украинских граждан.
«Если вы его не заберете, — сказал солдат не желающим ехать гражданским, — мы расстреляем его на месте».
У Никиты до сих пор синяки по всему телу, опухшая нога и трудности с движением рук в результате поражения электрическим током. Осмотревший его врач обнаружил гематомы на голове и теле, припухлость правой ноги и онемение конечностей, которые могли быть результатом удара током.
Издание отмечает, что травмы Никите нанесла российская армия, врач пришел к выводу, что он получил «криминальную травму». Сейчас Никита выздоравливает. Его семье удалось спастись.
Полная история по ссылке.
Читайте также:
- Задержанную в Бердянске журналистку «Громадского» отпустили после того, как она на камеру отказалась от претензий к России
- (ФОТО) «Я никогда не чувствовал, что нарушить молчание так важно». Репортер о работе в осадном Мариуполе
- На линии фронта под Киевом пропал фоторепортер и журналист Макс Левин
Следите за событиями в Украине в текстовой трансляции nokta:
LIVE TEXT: Война в Украине. День двадцать шестой
nokta
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, где мы публикуем самые важные новости дня, а также следите за нашими публикациями на YouTube, в Facebook, Одноклассниках, Instagram и TikTok.