Главная  —  Общество   —   Кто владел и владеет duty-free магазинами…

Кто владел и владеет duty-free магазинами Шора – расследование Rise.md

Журналисты-расследователи проекта Rise.md отследили, как менялись владельцы сети магазинов Duty Free экс-мэра Оргеева после его бегства из Молдовы: от молдавских партнёров семьи Шора до израильского бизнесмена, владеющего банком в России.

Сеть магазинов duty-free Илана Шора – один из первых активов, арестованных после бегства бывшего Оргеева из страны в 2019 году. После этого собственность Шора несколько раз меняла владельцев: переходила от местных бизнесменов – к киприотам, немцам и израильтянам.

В конце концов, магазины беспошлинной торговли перешли к владельцу российского банка, зарегистрированного в том же израильском городе, где неоднократно видели Илана Шора.

Расследовательский портал Rise Moldova отследил историю смены владельцев одного из основных бизнесов Илана Шора.

Компания Dufremol

До конца 2018 года семья Шора владела магазинами через компанию Dufremol. Затем сеть перешла в собственность DFM – дочернего юрлица той же компании.

В 2017 году выручка Dufremol составляла 1,1 млрд леев, в 2018 – 984,3 млн леев, в 2019-2020 годах компания перестала отчитываться о финансах в Национальное бюро статистики.

В то же время доходы DFM росли. Если в 2017 юрлицо несло убытки в 140 тысяч леев, то в 2019 доход компании составил 1,3 млрд леев, а прибыль – 300 млн.

При этом основанная в 2015 году DFМ до 2017 года не проявляла никакой экономической активности. Ситуация изменилась после передачи контроля над магазинами.

Вылку — Яковлев — Минаев

В январе 2019 года Dufremol выходит из акционерского капитала DFM, а Илона Шор становится единственным владельцем Duty Free магазинов. В июне того же года, после бегства политика из страны, его мачеха продаёт компанию триумвирату: Александру Вылку (30%), Виктору Яковлеву (30%), Андрею Минаеву (40%). Гражданин Германии Минаев становится администратором сети.

Триумвират Вылку-Яковлев-Минаев также начал управлять и другими предприятиями Шора, включая компанию Klassika Asigurări. Rise отмечают, что Яковлев и Вылку вели бизнес с семьёй Шора ещё в 2017 года, когда приобрели магазины беспошлинной торговли в Кыргызстане.

Суд и продажа магазинов в Кипр

Уже в конце июня 2019 года власти заинтересовались покупкой компании триумвиратом. Прокурор Александр Черней постановил арестовать активы Dufremol, DFM и DFN – ещё одной компании семьи Шора. Основание для ареста – извлечение выгоды из денег, полученных путём банковского мошенничества (т.н. кражи миллиарда).

Однако Вылку, Яковлеву и Минаеву удалось обжаловать решение прокуратуры в суде, и в декабре правоохранители сняли арест с активов и товаров некоторых компаний, включая DFM, на сумму 26 миллионов леев.

Вскоре Вылку и Яковлев отказались от акций, и компания целиком перешла Минаеву, который 24 декабря продал DFM кипрской компании Hamstelia Limited. Её зарегистрировали за день до сделки.

Новые сделки и новые расследования

В 2021 году DFM вернулась в собственность Андрея Минаева, всё это время остававшегося управляющим сети Duty Free. Формально DFM перешла обратно к Минаеву, потому что Hamstelia Limited не передала ему 635 тысяч евро, то есть стоимость пакета в 100% уставного капитала.

В декабре прошлого года 90% капитала компании приобрёл гражданин Израиля Арье Геллер, заплатив 1 миллион евро. Перевод на счёт Минаева в Молдове пришёл из России. Геллер отправил его со счёта собственного же «Синко-Банка».

Интересы Геллера в сделке представлял Игорь Шмоиш – сотрудник полиции и Министерства внутренней безопасности Израиля по государствам-участникам СНГ и странам Балтии. Он не менее трёх раз встречался с руководством молдавской полиции в ходе визитов в 2016-2020 годах.

Геллеру принадлежит 78% капитала российского «Синко-Банка». В 2020 году его прибыль была почти в 10 раз меньше, чем у молдавской компании DFM. Он также владеет 100% акций четырёх российских компаний, а также юрлицом в Нидерландах.

Геллер проживает в городе Герцлия, где неоднократно видели Илана Шора, осуждённого за отмывание денег и мошенничество по делу о краже миллиарда.

В июне Служба по предупреждению и борьбе с отмыванием денег (SPCSB) заблокировала миллион евро, который Геллер заплатил за 90% DFM, чтобы проверить источник денег. Ведомство начало расследование с привлечением финансовых органов России и Израиля. В январе SPCSB заблокировала счёт Минаева, на котором находились деньги от сделки с Геллером. 

В свою очередь, Геллер решил получить дивиденды от деятельности магазинов за 2020 год, хотя приобрёл DFM лишь в 2021 году. 4 февраля он получил 62 405 евро, а уже через 5 дней пытался получить ещё 210 тысяч евро. SPCSB заблокировали сумму на 30 дней. Адвокаты DFM Аурелиу Коленко и Денис Калайда, защищавшие Шора по делу о краже миллиарда, пытались оспорить решение SPCSB, однако ходатайство отклонили.

Читайте также:

nokta


Подписывайтесь на наш канал в Telegram, где мы публикуем самые важные новости дня, а также следите за нашими публикациями на YouTube, в Facebook, Одноклассниках, Instagram и TikTok.