Главная  —  Международные   —   «У Путина три советника – Иван…

«У Путина три советника – Иван Грозный, Петр Великий и Екатерина Великая» — Financial Times рассказало, как Кремль готовился к войне

Владимир Путин, президент Российской Федерации. Фото: архив nokta

Издание Financial Times выпустило большое расследование к годовщине российского вторжения в Украину. В нём журналисты рассказывают, как Путин готовился к началу полномасштабной войны.

Расследование перевело издание «Агентство».

Принимая решение вторгнуться в Украину, Путин не учел мнение даже людей из своего ближайшего окружения. Зато он полагался на информацию украинского политика и своего кума Виктора Медведчука, пишет FT.

Путин хотел войти в историю в качестве нового Петра I. Издание поговорило с участником встречи Путина с крупным бизнесом в день вторжения. Он заявил, что спросил тогда у главы МИД РФ Сергея Лаврова, как информацию о вторжении скрыли от элиты во власти. На что получил ответ министра: «У него [Путина] три советника. Иван Грозный, Петр Великий и Екатерина Великая».

Идею вторгнуться в Украину скептически оценивали в Службе внешней разведки. Даже секретарь Совбеза Николай Патрушев на заседании 21 февраля предложил прибегнуть к дипломатии, зная о плохом состоянии армии, утверждает близкий к Кремлю источник.

Но Путин принял решение, несмотря на голоса против, как и в 2014 году при аннексии Крыма. Тогда он даже не уведомил Совбез. Операцию обсуждали на ночном завещании, которое завершилось в 7 утра. С Путиным говорили глава Минобороны Сергей Шойгу и три высокопоставленных силовика.

«Он действительно верит во все, что говорит о сакральности и Петре Великом. Он думает, что его будут помнить как Петра», — сказал бывший высокопоставленный чиновник.

Как указывает FT, Путин построил систему, в которой ему никто не говорит правду, и изолировался ещё больше после начала войны.

«Сталин был злодеем, но хорошим менеджером, потому что ему нельзя было солгать. Но никто не может сказать Путину правду. Люди, которые никому не доверяют, начинают доверять очень небольшому числу людей, которые им врут», — говорит собеседник, знакомый с Путиным.

Большая часть руководства администрации президента и экономического блока не поддерживают войну и говорят об этом в частных беседах, но не могут как-либо на это повлиять, пишет газета.

При планировании операции Путин опирался на данные Виктора Медведчука, который заверял, что российским войскам в Украине будут рады. Такую оценку поддержало ФСБ.

Люди Медведчука корректировали атаку российских войск, наносили навигационную маркировку на здания и дороги, помогли захватить часть территорий на юге Украины, в том числе и Херсон. Однако большинство завербованных «кумом Путина» просто сбежали с полученными деньгами или предупредили власти Украины об инструкциях, заявили FT чиновник из Украины и несколько чиновников из РФ и США.

После года войны Путин понимает цену вторжения, но намерен победить, сказали FT знакомые с ним лично люди. Бывшие и действующие чиновники утверждают, что Путин ищет новые обоснования войны, настаивает на том, что продолжать вторжение — единственный выбор.

«Он говорит своим приближенным: „Оказывается, мы были совершенно не готовы. В армии бардак. В нашей промышленности бардак. Но хорошо, что мы узнали об этом именно так, а не тогда, когда к нам вторгнется НАТО“», — сказал один из экс-чиновников.

Что касается возможного применения ядерного оружия, то Путин уже отмел эту опцию, утверждают два человека, близкие к президенту. По их словам, он понял, что даже ограниченное тактическое использование не принесет России пользы в этой войне, а радиоактивное облако принесет на российскую территорию.

При этом он абсолютно готов к затяжной войне, веря в то, что страна найдет способы выдержать экономическое давление.

Он уже понял, что продолжать говорить о том, что война не затронет большую часть населения России, дальше невозможно. Это было приемлемо в первые месяцы после вторжения, когда жизнь большинства действительно продолжала течь в обычном ключе.

Сейчас он выбрал другую риторику – громкие слова о мобилизации сил и необходимости всеобщего объединения перед лицом угрозы.

Однако тот факт, что власти не были уверены в способности собрать полный стадион на недавний патриотический концерт в Лужниках и согнали десятки тысяч путем денежных выплат или угроз, говорит о том, что новая риторика не особенно действует на россиян, пишет Financial Times.

Бывший высокопоставленный кремлёвский чиновник заявляет, что перед Путиным стоит непростая альтернатива.

«Страшно подумать, что будет в случае катастрофического поражения России. Это означает, что были совершены катастрофические ошибки, и человек, стоящий за этим, должен свести счеты с жизнью будь то с помощью пули, цианида или чего-то еще», — говорит он.

Читайте также:

nokta


Подписывайтесь на наш канал в Telegram, где мы публикуем самые важные новости дня, а также следите за нашими публикациями на YouTube, в FacebookОдноклассникахInstagram и TikTok.