Главная  —  Общество   —   Чего опасаются осведомители по неподкупности?

Чего опасаются осведомители по неподкупности?

В Молдове уже почти пять лет действует Закон об осведомителях по неподкупности, поощряющий работников государственного и частного секторов раскрывать незаконные и самоуправные практики на рабочем месте. Хотя этот закон работает уже несколько лет, зафиксировано мало случаев, когда нынешние или бывшие работники раскрывают предполагаемые факты коррупции, нарушения основных прав человека, угрозы национальной безопасности либо иные нарушения, угрожающие или наносящие ущерб общественным интересам. Эксперты в области прав человека и борьбы с коррупцией полагают, что люди, которые могут стать осведомителями по неподкупности, еще опасаются мести и не доверяют существующему механизму защиты.

На протяжении 2022 года в адрес Народного адвоката поступили семь заявлений с просьбой обеспечить заявителям защиту в качестве осведомителей по неподкупности. В соответствии с Антикоррупционным отчетом за 2022 год, разработанным Центром анализа и предупреждения коррупции (ЦАПК), в пяти случаях были вынесены решения прекратить рассмотрение в связи с тем, что изложенные факты не подтвердились, а два случая находились в процессе документирования с целью выявить причинно-следственную связь между фактом раскрытия и местью, ставшей предметом заявления.

Страх перед возмездием

Народный адвокат Чеслав Панько считает, что закон об осведомителях по неподкупности начал работать позже, хотя его приняли пять лет тому назад, а служащим и работникам потребовались обучающие мероприятия, чтобы понять задачи осведомителя по неподкупности.

«Институт осведомителя по неподкупности достаточно новый для Молдовы, поэтому слишком рано связывать с ним очень большие ожидания. Существует целый ряд причин, в силу которых этот механизм применяется очень мало. Во-первых, Положение о процедурах внутреннего рассмотрения и отчетности раскрытий незаконных практик было утверждено только в 2020 году. Профильным учреждениям потребовались обучающие мероприятия, которые помогли им понять, как следует применять новый механизм».

Омбудсмен также отмечает, что и по сей день механизм еще недостаточно хорошо известен, мало знают и об его преимуществах. Кроме того, не известны ни способы законной защиты того, кто раскрыл те или иные факты. «Когда человек оказывается в подобном положении, он думает, прежде всего, о собственной безопасности, о возможных последствиях, о предполагаемом возмездии», — добавил Чеслав Панько.

С точки зрения эксперта по вопросам борьбы с коррупцией в организации Transparency International-Moldova Марианны Калугин, люди еще опасаются последствий, поэтому не сообщают о предполагаемых нарушениях и беззаконии на рабочем месте. «Статистические данные насчет осведомителей по неподкупности, действительно, весьма скромные. Не думаю, что дело только в незнании инструмента — его популяризацией в достаточной степени занимались как власти, так и общественные ассоциации. Ссылаться на своеобразный менталитет тоже не стоит, ведь теперь на государственной службе у нас уже другое поколение служащих. Причина может быть весьма банальной, а именно страх перед местью и недоверие к существующему механизму защиты. Нескольких успешно закончившихся резонансных дел может оказаться достаточно, чтобы придать осведомителям по неподкупности больше смелости».

Хотя в прошлом году было зарегистрировано мало заявлений, вместе с тем, после вмешательства Народного адвоката, одного человека (осведомителя по неподкупности) восстановили в должности, а работодатель извинился перед ним. «Недавно в другом случае мнение омбудсмена учли в судебной инстанции, а судья рассмотрел жалобу, поданную человеком, которого полиция оштрафовала за публичные разоблачения нарушений, допускаемых в центре для лиц с ограничением возможностей», — утверждает Чеслав Панько.

Как можно сообщать о случаях коррупции в публичной либо частной организации?

Граждан призывают уведомлять через сайт Народного адвоката www.ombudsman.md о предполагаемых фактах коррупции, нарушении основных прав человека, фактах угрозы национальной безопасности либо иных нарушениях, представляющих угрозу или наносящих ущерб общественным интересам.

Кроме того, обращения можно направлять в письменном виде работодателю или же Национальному центру по борьбе с коррупцией (НЦБК). Кроме того, у осведомителей по неподкупности есть возможность разоблачать факты через СМИ либо в социальных сетях. В соответствии с законодательством, обеспечение безопасности осведомителей по неподкупности и их защита от возможного произвола и мести возлагаются на работодателя и Офис народного адвоката Республики Молдова, а качество осведомителя по неподкупности присваивается НЦБК.

  • Осведомители по неподкупности. Кто они? Осведомителями по неподкупности могут быть нынешние или бывшие (на протяжении последнего года) работники государственных и частных учреждений и организаций, которые добросовестно уведомляют о различных нарушениях и фактах беззакония. Могут получить статус осведомителей по неподкупности и лица, которые в течение последних 12 месяцев были или являлись стажерами либо волонтерами в соответствующем учреждении.

Алена Захария,
журналистка, Ассоциация независимой прессы (API)

Этот материал разработан при поддержке проекта «Укрепление верховенства закона и механизмов борьбы с коррупцией в Республике Молдова», финансируемого совместно Европейским Союзом и Федеральным министерством экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ) и реализуется Обществом международного сотрудничества Германии (GIZ). Выраженные мнения принадлежат авторам и не отражают в обязательном порядке позицию финансирующих структур и GIZ. Финансирующие структуры и GIZ никоим образом не влияют на выбор темы материала.

Читайте и смотрите также:

nokta      


Вы можете поддержать развитие независимого СМИ в Гагаузии, если направите изданию nokta 2% подоходного налога или внесёте вклад через платформу Patreon.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram, где мы публикуем самые важные новости дня, а также следите за нашими публикациями на YouTube, в FacebookОдноклассникахInstagram и TikTok.