Главная  —  Репортажи   —   Не онтогенезная автономия. Как фотограф из…

Не онтогенезная автономия. Как фотограф из Гагаузии завоевал мировую известность, но остается непонятым на родине

Иван Яланжи. На первом фото в возрасте 17 лет

Уроженец гагаузского села Копчак Иван Яланжи более 25 лет отдал искусству фотографии. Свой путь он начал в Гагаузии, но потом уехал в Россию, где реализовал крупные проекты, принесшие ему известность на разных континентах. В этом репортаже мы расскажем о том, какие виды искусства художник демонстрирует публике, почему его работы больше ценятся за рубежом и как война в Украине заставила художника уехать из России, где произошел расцвет его творчества.

Начинал как уличный фотограф в 90-е 

Иван Яланжи занимается фотографией с 1990-х годов. Первый свой фотоаппарат юный Ваня позаимствовал у отца.

Я стал заниматься фотографией в 1997 году в возрасте 17-ти лет. У моего отца была любительская камера советского образца “Вилия”. Я эту камеру у него украдкой забрал, купил пару пленок, одного фотографа попросил, чтобы он меня научил пользоваться, и стал фотографировать.

Первую выставку Иван провел в своем родном селе Копчак, Гагаузия.  

Моя первая выставка состоялась в 2001 году в моем родном селе Копчак. Я снял серию фотографий в Гагаузии на пленку на фотоаппарат ФЭД*. Снимал людей на улице, в парке, своего рода лайфстайл (обычная жизнь людей). Потом я распечатал фотографии и вынес их на выставку в с.Копчак в школе №1, где я учился. Так, моими первыми зрителями были школьники и учителя. 

Реакция первых зрителей начинающего фотографа порадовала. На снимках люди узнавали своих знакомых и близких.

Была одна женщина, которая узнала свою дочку. Она хотела купить фотографию. Насколько помню, я подарил ей это фото с автографом. В те годы порадовать людей было легче.

С этими же фотографиями Иван провел еще две выставки, в Доме культуры в Комрате и в здании примарии Чадыр-Лунги, где фотографии пробыли около месяца.

*ФЭД — советский дальномерный малоформатный фотоаппарат, первая модель под этой маркой.

Gagauzlar художники в цензуре 

В 2017 году Иван Яланжи представил в Комрате выставку в рамках проекта Gagauzlar. Готовясь к этому проекту, художник путешествовал по Гагаузии и снимал кадры, которые, на его взгляд, демонстрировали социально-политическую обстановку в автономии на тот период.

На фотографиях можно увидеть нищету, людей, продающих личные вещи прямо на дороге, заброшенные дома, флаги и другие символы Гагаузии. Все эти фото художник разложил не в хаотичном порядке. Он соблюдал последовательность и закономерность, подобно кадрам кинофильма, которые формировали одну общую картину. Цель: показать, что “власти продают Гагаузию”.

— Сначала было фото с гагаузским флагом, далее дом, выставленный на продажу. И складывался такой смысл, что эта власть продает Гагаузию. Это такая игра между порядками снимков, которая передает смысл. 

Иван предположил, что представители управления культуры (на тот момент возглавляемое Мариной Семеновой при Ирине Влах) догадались о его замысле, потому что они критиковали его работы и предлагали снимать туристические фото, демонстрируя позитивные стороны автономии.

А кто-то из посетителей предложил снимать нечто «красивое, а не такое». 

В тот момент Иван понял, что сотрудничать с управлением культуры и властями в целом ему будет сложно. Он решил не запрашивать финансирование из бюджета Гагаузии на свои презентации, как это делают другие художники, опасаясь, что ему придется стать зависимым от позиции власти.

— У нашей власти нет такой культуры, чтобы давать людям независимость. Когда они выделяют деньги, то будто собственные деньги дают и указывают, как и что должно быть. Поэтому я никогда с ними не сотрудничаю, иначе художник, вступив в какую-то зависимость, перестает делать то, что хочет и чувствует, и делает то, за что ему заплатили.

Некоторые из фотографий проекта Gagauzlar.

«Занавесить шторами этот срам» гагаузам показали ню

В период проживания и работы в Кишиневе Иван постепенно перешел от портретов и пейзажей к снимкам в стиле ню*. 

Фотографии в стиле ню были представлены на выставках в Молдове и за рубежом. А в 2018 выставка прошла и в Гагаузии в здании в краеведческого музея, вызвав большой общественный резонанс. 

Выставка в Комрате, 2018 год. Фото Ивана Яланжи, картина Дмитрия Айоглу

Парни из Гагаузии очень сексуализировали то, что видели на моих фотографиях, хотя в моих фотографиях эротизма никогда не было или его слишком мало. 

Зрительницы в Гагаузии ню тоже восприняли критично, оценили как пошлость и советовали Ивану такое больше не выставлять. Среди критиков были и журналистки, уточнил художник.

Управление культуры тоже было, мягко говоря, не в восторге от выставки и предлагало занавесить картины “шторками”. 

На самом деле художник хотел показать пластичность и красоту человеческого тела.

  • *Художественная фотография в стиле ню — жанр художественной фотографии, изображающий обнажённое человеческое тело с акцентом на форме, композиции, эмоциональной составляющей и других эстетических качествах.

«Онтогенез» и борьба фейсбуком 

С 1 января 2008 года Иван приехал в Москву, где остался на долгие годы жить и работать. Там общество было более подготовленным к изображениям человеческого тела, но цензура в творческой жизни художника не прекратилась. Когда он стал выкладывать работы в инстаграм и фейсбук, их блокировали. Тогда художник нашел решение —  прикрывать кружочками отдельные части тела. Так и зародился проект “Онтогенез” (индивидуальное развитие организма) длиною в годы.

Я вынужден был закрашивать интимные части тела, таким образом мои фотографии трансформировались в совершенно новые визуальные формы. В процессе рисования супрематических пятен я экспериментировал с композицией в итоге пришел к иронии над требованиями инстаграма и фейсбука. Как во время Советского Союза была цензура, так и сейчас эти сети сковывают работу художников. В итоге это приводит к деформации изображения.

Выставка в Кишиневе

Проектом “Онтогенез” Иван критикует цензуру социальных сетей, проецируя это на государство.

  Это такой некий прообраз цензуры государства, например Meta. Это не государство, но такая многоступенчатая иерархия отношений как мини-формат государства. Через этот прототип я критикую государство, которое склонно к закрыванию ртов людей.

“А ты ее трахнул?” — предрассудки, с которыми сталкиваются фотографы 

Иван также рассказал о стереотипах, с которыми сталкиваются фотографы. Некоторые клиенты считают, что, если фотограф сфотографировал обнаженную модель, то после этого произошел половой акт. Это предположение Ивана очень огорчает. 

— Когда люди смотрят и думают: “Вау, а ты ее трахнул?” — “Нет, а что должен был?” Если я всех буду трахать в Москве (большая часть фотографий ню снималась там), то модели просто перестанут ко мне ходить, потому что у них есть свои чаты, и они делятся между собой, то есть репутация будет плохой. К тому же если я это буду делать, то когда же я буду работать? Я не смогу сделать фотографии. 

“Территория экзистенции” — несколько месяцев в одной комнате

Несмотря на то что в публичном пространстве за Иваном Яланжи закрепилась репутация как ню-фотографа, у него есть и другие проекты. Например философская “Территория экзистенции”. Фотограф на протяжении нескольких месяцев нимает одну и ту же комнату с одного и того же ракурса. Но каждый раз на ней что-то меняется.

Я снял около 30-ти фотографий в одной комнате. В течение нескольких месяцев там постоянно что-то менялось. Это день или ночь, то там есть какие-то люди, то нет людей, или там постирали одежду и повесили, или еще какие-то детали.

Иван отмечает, что, когда зрители видят несколько фотографий комнаты, они сначала не понимают, почему фотограф представил одинаковые снимки, но потом возвращаются и начинают замечать то, чего сначала не распознали, как и в человеке, за внешним обликом которого могут таиться такие эмоции, о которых никто не догадывается, и видит их только та комната, в которую этот человек приходит.

Это про внутренние какие-то переживания. Это про то место, где человек становится самим собой, становится искренним, честным, где он думает, где он мечтает страдает, плачет.  

Данные работы художнику предложили выставить в турецком городе Измир. 

*Экзистенциализм —  это индивидуалистская философия, согласно которой люди обладают свободной волей и сами определяют свою судьбу. Представители течения изучают существование человека с его обыкновенными проблемами, трагедиями, эмоциями и считают, что человек сам наделяет жизнь смыслом в изначально бессмысленном мире. Это одно из самых популярных течений западной философии XX века. 

Война и пустота 

Фото: Игорь Флис

Полномасштабная война в Украине на полтора года парализовала творческий процесс Ивана Яланжи. Все началось с сообщения в фейсбуке утром 24 февраля.

24 февраля около 7 утра я проснулся от звука уведомления. В мессенджер пришло сообщение от моей коллеги из Казахстана. В сообщении было следующее: “началась война” и ссылка на выступление Путина. Я просто потерялся, ничего не хотел делать. За полтора года ничего не происходило.  

Иван решил уехать из Москвы.

Все мое сознание пропиталось опасностью, ненавистью, страхом. Та территория, на которой должна быть свобода, искусство, того места не осталось в моей душе. Тогда я решил, что уеду из этой страны. 

Так, Иван Яланжи отправился в Турцию, где некоторое время занимался коммерческой съемкой.

“Боялся, чтобы не настучали»

Два месяца назад Иван побывал в Москве по своим делам. Там он встретился с некоторыми знакомыми, а потом боялся, чтобы на него “не настучали”. 

Люди все уже боятся, говорят тихо. С товарищем встретился в кафе. Сидим, кофе пьем, общаемся. И тут он говорит: все, пошли отсюда. Я спрашиваю, почему? А он говорит: слишком долго сидим в одном месте, люди слушают нас, давай в другое место, чтобы люди не услышали весь наш разговор.

Иван также сходил в гости к другу семьи, который работает на телевидении. Во время обсуждения войны в Украине они серьезно поссорились, и потом Иван опасался, чтобы за ним не явились сотрудники силовых структур.

Я встретился с телевизионщиком, это была частная встреча. Он мне говорит: тут пришла женщина, просит, чтобы я фильм снял про героев, которые там. Я говорю: Какие герои? Это же преступники!” И мы на этой почве серьезно поругались. Я ушел, а после этого несколько дней ждал, что могут постучаться в дверь какие-то сотрудники силовых структур, просто прийти и арестовать, потому что кто-то мог настучать. Это реальность, не преувеличение. Там 1 млн 400 тысяч доносов было за год. Люди боятся произнести слово “война”, одна наша знакомая вместо этого слова говорит: “Когда началось это самое”. 

Не время для цветочков 

По мнению Ивана, российские деятели культуры не вправе “рисовать цветочки”, когда их страна воюет в соседнем государстве, а должны обнажить обществу всю реальность, чтобы люди не жили в иллюзиях.

Выставки про цветочки, закат, натюрморты и все в этом роде в условиях войны не нужны, потому что они расслабляют зрителя, а он не должен расслабляться, потому что идет война. И художнику не нужно расслабляться, он должен бороться. Выставки в условиях войны можно делать только те, которые критикуют систему, путинизм. 

На данный момент Иван проживает в Молдове и пока не собирается уезжать. Художник начал работу над новыми проектами, о которых пока не может рассказать. Есть также множество уже готовых проектов, о которых можно узнать на странице художника.

Оборачиваясь назад, художник вспоминает, насколько он реализовался в России. Был период, когда под его руководством трудились юные фотографы. Он руководил фотостудией Klassik foto, являлся арт-директором и ведущим преподавателем фотошколы LumiFoto, куда приглашались художники-преподаватели из США.

Однако Иван не жалеет о том, что уехал из России, потому что не видит себя там в условиях войны.

Достижения и признание 

Иван Яланжи является членом творческого союза Art of Inspiration в Нью-Йорке. 

В 2006 году по приглашению министерства культуры Турции от имени Молдовы Иван принял участие в работе международной творческой фотолаборатории, по итогам которой вышла первая фотокнига. 

В 2009 году Иван Яланжи принимал участие на выставке в Москве и получил специальный приз жюри от организаторов фестиваля “Мастер 2009” за фотоработу “Владыка”.

Работы Ивана ценятся за рубежом. Среди покупателей его фотокартин:

  • Андрей Архипов, современный художник и коллекционер современного искусства;
  • Александр Шумов, искусствовед, галерист культуролог, коллекционер;
  • Айдан Салахова, советский и российский живописец, скульптор, галерист и общественный деятель, педагог, профессор. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации;
  • Роберт Ротшильд, всемирно известный меценат, искусствовед и коллекционер живописи. Роберт Ротшильд — потомок легендарных банкиров и предпринимателей.
Роберт Ротшильд с картиной Ивана Яланжи
Александр Шумов с картиной Ивана Яланжи

Читайте и смотрите также:

nokta