Зарплаты «в конвертах» подпитывают коррупцию
Выдача зарплат «в конверте» обретает все бóльший размах в Республике Молдова. Судя по последним данным, обнародованным Национальным бюро статистики (НБС), во II квартале текущего года незадекларированный труд среди работников составил 8% против 6,2% во II квартале прошлого года. Сам по себе незадекларированный труд не считается коррупцией, он однако служит коррупциогенным риском для коррупционных деяний, утверждают эксперты.
У каждого четвертого работника нет трудового договора
По официальным данным, каждый четвертый работник трудится нелегально, то есть у него нет трудового договора и зарплату ему выплачивают «в конверте». Ежегодно ущерб от незадекларированного труда, наносимый публичному бюджету, составляет порядка 15 млрд леев.
По мнению представителей Национальной конфедерации профсоюзов Молдовы (CNSM), в этом смысле необходимо предпринять конкретные многопрофильные и жесткие меры.
«То, что происходит, сущая катастрофа… Должна существовать национальная программа по борьбе с неформальной экономикой. Но такой программы у нас нет. До настоящего времени утвержден целый ряд мер, нацеленных на либерализацию трудового законодательства, они однако не позволили побороть неформальную экономику. Должны существовать многопрофильные команды, как было раньше, когда сообща трудились представители Налоговой инспекции, Государственной инспекции труда (ГИТ), полиции и профсоюзов. Дело в том, что порой у госинспекторов не было доступа к рабочим местам без помощи полиции, но это неправильно. Власти делают огромную ставку на Госинспекцию труда, которую реформировали, но, полагаю, там мы не скоро увидим результаты», — так высказался по поводу сложившейся ситуации вице-председатель CNSM Серджиу Саинчук.
В свою очередь представители Государственной инспекции труда обещают перемены уже в ближайшее время. После недавней реформы инспекторы получили право внезапно посещать предприятия, а с июля они могут применять санкции без обращения в судебные инстанции. Вместе с тем, с июля и до настоящего времени никаких санкций не последовало.
«Причин тому множество — сложности с составлением протоколов по факту правонарушения, потребовался и определенный период для того, чтобы приспособиться к новым условиям. Вместе с тем отныне мы станем применять прямые санкции», — пояснил начальник Кишиневской территориальной инспекции труда Андрей Присэкарь.
Работники осмеливаются жаловаться, только оказавшись «за дверью»
По большому счету около 80% жалоб по поводу незаконных условий труда поступает от работников, которые после того, как согласились получать вознаграждение за свой труд «в конверте», начинают ощущать, что называется, на собственной шкуре последствия такого беззакония.
«Только после определенных разногласий, разочарований, обид на работодателя некоторые начинают писать жалобы в Госинспекцию труда», — уточняет А. Присэкарь. Его мнение разделяют и представители Конфедерации профсоюзов. «А еще люди боятся писать, ведь они сначала соглашаются работать нелегально и только после этого понимают, чтó именно они потеряли», — отмечает вице-председатель CNSM С. Саинчук.
В целом, те, кто соглашаются на зарплату «в конверте», поступают осознанно, им кажется, что так они надули государство и сэкономили что-то. Несколько лет тому назад Марианна К. трудилась в текстильной промышленности. Она признает, что выдача зарплат «в конверте» там — обычное дело, а многие работники соглашаются на эти условия труда и даже настаивают на них.
«Люди не понимают. При приеме на работу начальство спрашивало, хочешь ли ты получать все деньги на карточку, или ты соглашаешься получать часть зарплаты в обход бухучета. В основном девушки просили выплачивать им зарплату неофициально. По их словам, они не хотели платить государству большие налоги. Лучше они станут получать по 10 тыс., чем официально им будут начислять десять тысяч, но получать на руки они будут, скажем, восемь тысяч», — говорит нам наша собеседница.
Она относится к числу немногочисленных работников, которые настояли, чтобы им всю зарплату выдавали официально. «Пусть они получают немного больше, но так они теряют все остальные права, предусмотренные законодательством, а именно право на пенсию, право на государственное соцстрахование, право на пособие по временной потере трудоспособности, право на оплачиваемый отпуск, право на компенсацию в случае увольнения. То есть суммы, получаемые в обход бухгалтерского учета, не принимаются в расчет при установлении перечисленных прав», — объясняет вице-председатель CNSM.
Незадекларированный труд — риск для коррупционных деяний
«Неофициальный труд может служить источником повышенного риска коррупции», — утверждает программный директор Независимого аналитического центра Expert-Grup Стас Мадан. С его точки зрения, бороться с незадекларированным трудом — непросто, но самое главное в этом — осознание на социальном уровне.
«Государство может действовать, применяя самые различные инструменты, но самое долгосрочное решение — осознание общественностью собственно явления, который мы называем незадекларированным трудом. Речь идет о потерях для публичного бюджета, нелояльной конкуренции среди предприятий, лишении граждан социальной безопасности. Если властям удастся справиться с этим явлением, бюджет Республики Молдова будет практически бездефицитным», — утверждает эксперт.
Судя по последним данным, обнародованным Национальным бюро статистики (НБС), во II квартале текущего года незадекларированный труд среди работников составил 8% против 6,2% во II квартале прошлого года. Практика трудоустройства без оформления индивидуальных трудовых договоров чаще всего наблюдается среди мужчин — 10,3%, чем среди женщин — 6,1%. По некоторым оценкам, в основном работники трудятся только на основании устных договоренностей в следующих областях:
- сельском хозяйстве — 62,8% от общего числа занятого персонала,
- строительстве — 12,2%,
- торговле — 7,9% и
- промышленности — 1,5%.
Марина Суручану,
журналистка, Ассоциация независимой прессы (API)
Этот материал разработан при поддержке проекта «Укрепление верховенства закона и механизмов борьбы с коррупцией в Республике Молдова», финансируемого совместно Европейским Союзом и Федеральным министерством экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ) и реализуется Обществом международного сотрудничества Германии (GIZ). Выраженные мнения принадлежат авторам и не отражают в обязательном порядке позицию финансирующих структур и GIZ. Финансирующие структуры и GIZ никоим образом не влияют на выбор темы материала.