Из адвоката Шора в рекрутеры «Шанс»: эксклюзивное интервью nokta с фигурантом дела о подкупах в партии
В материалах, на основании которых Национальный центр по борьбе с коррупцией (CNA) 26 октября провел обыски в разных районах Молдовы, фигурируют два имени, представленные как подельники осужденного Илана Шора. Речь идет о Белобровой Антонине и адвокате Николае Боженко, действующих в интересах беглого преступника в Кагульском районе. Журналистка nokta поговорила с Николаем Боженко. Он рассказал свою версию о том, чем занимается в команде партии “Шанс”.
«Поменять кровь партии» — миссия Боженко
Сначала мы изучили страницу Николая Боженко в фейсбуке. Лента состоит из публикаций, посвященных Илану Шору, неконституционной партии “Шор”, партии “Шанс”, а также есть и посты, посвященные событиям в Гагаузии, к которым причастна башкан Евгения Гуцул.
У нас возникли вопросы, и мы задали их лично Николаю Боженко.
— Кто и как вам предложил работать на партию «Шанс»?
— Мне позвонили из Кишинева, я с этим человеком не знаком. Я думаю, это связано с тем, что в 2019 году я работал государственным адвокатом Илана Мироновича, когда в Кагуле было его дело (по которому Шора обвиняли в мошенничестве и отмывании денег). Я связываю где-то эту мысль, но мне не разъяснили, почему позвонили именно мне.
— Какая задача стоит перед вами в команде «Шанс»?
— Я начал работать с партией “Шанс” и с Алексеем Лунгу (председатель партии, ныне и.о. мэра Оргеева — прим. ред.) с июля и работаю до сих пор. Моя задача заключалась в том, чтобы выявлять активистов, поменять кровь партии, потому что до сих пор территориальная организация работала с людьми в возрасте.
— Как вы думаете, почему эту работу предложили именно вам?
— Мне предложили как человеку, обладающему ораторскими способностями, так как я работаю адвокатом. Сказали: “пожалуйста, помогите территориальной организации собрать более молодую команду”.
— Почему вы работаете с командой партии «Шанс»?
— Я уверен на 120%, что данная партия добьется успеха. Я им сейчас помогаю и думаю, что, когда у меня будет какая-то просьба к ним, может, какая-то должность будет у них вакантная, потому что у них тоже умных людей немного.
Поиск сторонников «Шанс» на шоровских мероприятиях
Боженко рассказал, каким образом искали сторонников и активистов, которые сейчас работают на партию “Шанс”. Специальные люди, отвечающие за т.н. набор персонала, включая Боженко, посещали мероприятия, организованные партией “Шор” (признана неконституционной). Например, после поездок в “ОрхейЛэнд” подходили к родителям, чьи дети посетили парк развлечений, и предлагали “работу”.
— Как вы привлекали активистов и сторонников в партию «Шанс»?
— Мы выявляли активистов с июля по октябрь из той программы, которая происходила летом, например, “ОрхейЛэнд”. Выявляли, кто приходил, кому нравилось, звонили спрашивали, кто ехал в “ОрхейЛэнд” и были довольны родители, с ними общались. И так мы собрали много активистов.
На мероприятиях неконституционной партии “Шор” “От всей души”, проводимых для пенсионеров , тоже искали сторонников. Вероятно, пожилые лица участвующие в митингах, включая протесты на территории Гагаузии, были привлечены именно на мероприятиях для людей пожилого возраста.
Людей в “ОрхейЛэнд” возили также из Комрата. Организацией поездки занимались местные активисты, включая советника башкана Михаила Влах.
Сбор команды “Шанс”, по словам Боженко, проходил “очень успешно”. За несколько месяцев только в Кагуле было привлечено более тысячи человек.
— У нас в одно время было 1200 активистов. Кагул очень хорошо пошел по выявлению активистов. Центральный офис даже не верил этой информации, что вот в Кагуле есть столько.
Николай Боженко отрицает подкуп активистов. По его словам, они работают на добровольных началах. Однако Боженко подчеркнул, что он говорит только за себя и не может ручаться за других членов команды.
— В материалах дела сказано, что представители, включая вас, выявляли людей, которые будут работать на партию “Шанс” в интересах Илана Шора за денежное вознаграждение.
— Не было такого. Из этих 1200 человек вы можете допросить каждого отдельно. Ни один не подтвердит, что ему кто-то что-то обещал за то, что Боженко непосредственно приходил и общался. Я говорю сейчас про себя. Кто, как я, не владею информацией. Это было одним из условий, когда я пришел работать в партию “Шанс”.
— Есть видео, которые демонстрируют, как представители партии на местах распределяют деньги для агитаторов и других лиц. Как это можете прокомментировать?
— Я не в курсе всего этого и не могу комментировать, потому что я не в очень хороших отношениях с командой территориального офиса “Шанс”. У нас первоначально началась напряженная ситуация, потому что они плохо работали, а я требовал.
От «симпатии» к Шору до проблем с законом
Николай Боженко заявил, что он симпатизирует Илан Шору, но с командой партии “Шанс” в Кагуле у него не все гладко. Ссылаясь на это, Боженко не объяснил, в чем заключается его сотрудничество с Белобровой.
— Вы член партии “Шанс”?
— Нет, я симпатизант Илана Мироновича, так скажем. И когда меня попросили с ораторской точки зрения для выявления активистов, я принял это предложение с удовольствием.
— Возле вашего имени фигурирует Белоброва Антонина. Знакомы ли вы с ней?
— Да, это территориальный председатель партии “Шанс”.
— Вы с ней как-то сотрудничаете?
— У меня с ней напряженные ситуации и у нее со мной. Они мне не доверяли и держали меня в стороне.
— У вас проводили обыски?
— У меня не было обысков. Обыск проводили в территориальной организации Кагула. Меня вызвали в антикоррупцию, мне предъявили подозрения в пятницу.
— Подозрение в чем?
— Там две статьи они у вас написаны (сослался на документы, опубликованные в сети).
По словам Боженко, обыски у членов партии “Шанс” начались еще полтора месяца назад на севере Молдовы и в документах к ордеру тоже фигурировали фамилии Боженко и Белоброва.
— Как вы думаете, почему именно ваши имена в документах указаны?
— Не знаю, на эти вопросы ответят органы уголовного преследования.
— Нет никаких предположений?
— Я думаю, может это связано с тем, что мы по Кагулу были самыми активными. Может, действовали по принципу “напугаешь лидеров, остальные сами разбегутся”.
Согласно судебному ордеру, опубликованному Анной Хохловой на личной странице в фейсбуке, судебное преследование было начато еще 15 августа 2023 года управлением уголовного преследования CNA на основании ст. 181³ Уголовного кодекса Молдовы по факту “незаконного финансирования политических партий, инициативных групп, конкурентов на выборах, совершенные организованной преступной группой в особо крупных размерах.
У правоохранительных органов есть предположение, что в неустановленный период, но не позднее чем в июле 2023 года, Илан Шор разработал преступный план по усилению своего политического влияния на систему государственной власти в Республике Молдова, в частности, на деятельность законодательных, исполнительных и судебных институтов Республики Молдова.
Согласно материалам дела, Илан Шор возглавил организованную преступную группу, которой руководит через своих представителей. В материалах фигурируют два имени. Речь идет о Белобровой Антонине и адвокате Николае Боженко, действующих в интересах беглого преступника в Кагульском районе.
Органы предполагают, что есть и другие лица, которые участвуют в схеме. Для этого и проводятся обыски.
В материалах также описана схема поиска активистов для партии “Шанс” (похожая на ту, что рассказал Боженко), но там эти действия презентованы как вербовка за денежное вознаграждение.
Читайте подробнее: Вербовка кандидатов в примары и подкуп активистов: как работает группировка Шор=Шанс — материалы дела
nokta