Влах объединяет друзей из песочницы| Nokta Live TEXT
В свежем выпуске Nokta Live ведущий Михаил Сиркели обсуждает новый политический проект Ирины Влах. Как экс-башкан Гагаузии закрывает глаза на угрозы для Молдовы, пытается противопоставить себя Майе Санду, объединить политиков «из песочницы» и скрыть «пророссийские прыщи под проевропейской пудрой» – в текстовой версии авторской программы Nokta Live.
«Моя профессия – НПОшница»
– Наконец, свершилось. Ирина Федоровна родила политический проект! Как вы думаете, что бы это могло быть? Политическая партия? Нет. Политический блок? Общественно-политическое движение? Тоже нет. Что же за проект такой Ирина Влах вынашивала так долго и ради чего хранила интригу, заколебывая всех роликами про ужасную Майю Санду? Об этом мы и поговорим сегодня.
16 ноября, в четверг, Ирина Влах вышла с брифингом на румынском языке. Читая по бумажке, она повторила все то, о чем говорила в своих тиктоках на протяжении последних трех лет: как плохо нам живется с партией PAS и какая Ирина Влах молодец, в отличие от Майи Санду и PAS.
В тот же день Влах выложила и трехминутный ролик, где примерно то же самое повторила и на русском языке. Мы просмотрели оба видео и готовы для вас их прокомментировать.
После этого брифинга Ирина Влах может начать писать свою вторую книгу – «Моя профессия – НПОшница». Последний год она держала интригу, разными способами намекая на то, что она идет в национальную политику. А тут, оказывается, Ирина Влах создает не политическую партию, а общественную организацию.
Это не очень вяжется с бравадой, напыщенностью и самопрезентацией Влах, заявляющей, что она способна объединить всю страну. Оказалось, что она не способна объединить вокруг себя даже тысячу человек – именно столько нужно для создания политической партии. Причем эти тысяча человек могут быть из одного населенного пункта, даже с одной улицы.
Ирина Влах выбрала путь создания общественной организации, в которой нужен только один учредитель. Это, наверное, самое пафосное представление общественной организации за всю историю Молдовы. Вот такой театр одной актрисы. Очень серьезный национальный политический лидер.
Как начинала Санду
– Влах часто критикует Майю Санду, упрекая ее в том, что Санду не знает, как работать, а Ирина Влах знает. Но давайте вспомним, как Санду запускала свой политический проект. Она не создавала общественную организацию, она создала партию. Причем Санду создавала партию тогда, когда в Республике Молдова было очень сложно создать партию, когда для регистрации партии нужно было собрать 4000 подписей членов в половине районов страны и не менее 120 членов в каждом из этих районов. В то время политики предпочитали покупать партии, а не создавать новые – тот же Плахотнюк, Усатый, Шор и прочие.
Если Ирина Влах начала меряться силами с Майей Санду, то хотя бы в этом могла бы соответствовать, тем более что с 2020 года были облегчены процедуры создания политических партий в Молдове.
Про опыт двух «объединителей»
– Более того, Влах заявляет, что со своей платформой она стремится объединить некие силы по всей стране. Сторонники Влах могут спросить: «а в чем проблема, Михаил?»
Действительно, в чем проблема? Ну решила женщина не заморачиваться бегать-собирать подписи и создала общественную организацию. Может, гранты хочет выбить – тем более что Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о вступлении нашей страны в ЕС, а значит, Молдова получит доступ к различным еврофондам. Иными словами, в страну придут большие деньги. Может, Ирина Влах решила поучаствовать в освоении этих фондов – к тому же опыт освоения еврогрантов у нее уже имеется, правда, не очень положительный.
Если ты претендуешь на роль национального политика уровня президента, то ты должен использовать политические методы и инструменты, а не подменять понятия и использовать инструменты, которые для этого не создавались и не очень-то годятся. Наиболее подходящим инструментом для организации и ведения политической деятельности являются политические партии, а не НПОшки.
Как только Ирина Влах объявила о создании платформы для объединения чего-то там, сразу вспомнился другой агент Кремля из Гагаузии, Виктор Петров, который в 2021 году тоже создавал нечто подобное под названием «платформа Народный союз» – для объединения всех пророссийских сил. Правда, Петров учредил эту платформу вместе с российским криминальным авторитетом Владимиром Кулибабой, который также известен как киллер из банды Кости Могилы, другого криминального авторитета и героя криминального Петербурга.
Как мы помним, эта затея ничем не закончилась: к Петрову так никто и не примкнул из серьезных политических игроков, и о «Народном союзе» с тех пор мы ничего не слышали. Вполне возможно, Кремль пошел по знакомому сценарию, но уже без киллера в команде.
- Здесь вы можете подробнее почитать о том, как криминальный авторитет из 90-х Владимир Кулибаба внедрился в молдавскую политику.
Про политический опыт Влах
– В одном из роликов Влах говорит о своем политическом опыте, который нужен Молдове.
Единственный вопрос в связи с этим: о каком политическом опыте говорит Ирина Влах? Мы не заметили за ней качеств управленца и государственного деятеля. Мы замечали качества менять политических партнеров и боссов. Как только партия начинала терять политический вес и падать в опросах, Влах спрыгивала с тонущего корабля и присоединялась к другому, более успешному проекту. Так было с коммунистами и Ворониным, а потом и с социалистами и Додоном. Этот так называемый политический опыт и позволил Ирине Влах занять пост башкана Гагаузии.
Влах говорит о каком-то опыте работы в правительстве. Но давайте не забывать, что Влах не была членом правительства в полном смысле этого слова, она была членом правительства по праву должности, потому что была башканом Гагаузии. В правительстве она ни за что не отвечала.
Про отрицание российской угрозы
– Ирина Влах и ее кураторы пытаются нацепить на нее маску проевропейского политика, но не до конца, а так, чтобы пророссийскость все-таки не терялась из виду. Например, Влах отрицает существование гибридных угроз со стороны России.
Может, лично для Ирины Влах Россия и не представляет угрозы, но для Республики Молдова Россия – это угроза номер один. Не будем забывать, что Российская Федерация оккупирует 20% территории нашей страны. Российская Федерация коррумпирует молдавских политиков, в числе которых и Ирина Влах. Российская Федерация манипулирует и является главным источником дезинформации, фальшивых новостей и нарративов в информационном пространстве нашей страны. Российская Федерация покровительствует и оказывает финансовую поддержку беглому преступнику Илану Шору, приговоренному к 15 годам лишения свободы за кражу миллиарда.
И давайте не будем забывать о СВО, или «специальной выборной операции», которую Россия организовала на местных выборах в Республике Молдова с массовым подкупом граждан через Шора. И, конечно, не будем забывать о том, что Россия ведет преступную и несправедливую войну против украинского народа, убивая каждый день детей, женщин, стариков – сотни невинных граждан, – уничтожая гражданскую инфраструктуру наших соседей.
И с начала большой войны в Украине военные и политики из России неоднократно заявляли о том, что следующая цель – это Кишинев. Это заявления и действия, которые Влах ни разу не осудила. Если для нее это мифическая угроза, то Ирина Влах – не молдавский политик, а самый настоящий агент Кремля.
Про подачу
– В своем видео Ирина Влах заявила о том, что она собирается объединить всех: и правых, и левых.
Как по мне, не самый умный ход призывать к объединению на своей платформе, оскорбляя своих потенциальных партнеров и заявляя о том, что они играют в песочнице. Вообще странно слышать рассуждения о политическом лидерстве от человека, чей политический путь прокладывала не она сама, а ее политические боссы. Сначала Воронин взял ее за ручку и привел в парламент, потом Плахотнюк – в кресло башкана. Не знаю, чего пытается добиться Влах такими заявлениями, но одного она добьется точно – повысит ценник за вступление в ее платформу, который, очевидно, будут оплачивать русские.
О том, как Влах решит задачку «Европейской Молдовы» без ЕС, не сумев решить проблему с канализацией в Гагаузии
– Также в своем обращении Ирина Влах пустилась в рассуждения о европейской Молдове.
Обратите внимание: Влах рассуждает не о Молдове в составе Европейского союза, а о неком абстрактном европейском будущем Молдовы. То есть это попытка припудрить личико европейской пудрой, из-под которой все равно виднеются российские прыщи. Это риторический трюк, где она как бы говорит о европейском будущем Молдовы, адресуя это, очевидно, к проевропейскому избирателю, но не говорит о вступлении Молдовы в ЕС.
Совершенно понятно, почему Влах это делает как агент Кремля. Кремль, чей заказ она отрабатывает, не хочет вступления Молдовы в Европейский союз. Кремль хочет голоса проевропейских избирателей в пользу своих марионеток.
О каком европейском будущем без членства в Европейском союзе мы вообще можем говорить?
В видео Влах также затронула вопрос о канализации. Сколько километров канализации было проложено в Гагаузии по ее инициативе? За все 8 лет ее башканства мы не помним, чтобы она озаботилась проблемой канализации и очистных сооружений в автономии.
Про защиту подкупов и кремлевской пропаганды
– Зачитывая текст на румынском языке в очках «Гуччи» за 500 долларов, Ирина Влах рассказывает, как тяжело жить в Молдове при PAS и Майе Санду. Жалуется на попрание прав человека и давление на оппозиционную прессу.
Интересно, кого Ирина Влах называет оппозиционной прессой? Каналы и сайты холдинга Шора и Плахотнюка, которые содержатся на деньги Кремля? Почему-то Влах за 8 лет своего башканства не озаботилась тем, что в Гагаузии нарушается закон и кабельные сети по лицензии Исполкома транслируют запрещенные в Молдове российские пропагандистские каналы, которые растлевают умы наших сограждан.
И о каких нарушениях фундаментальных прав она говорит? Если имеет в виду снятие с выборов кандидатов партии «Шанс» (клона неконституционной партии «Шор»), то не стоит забывать, что их сняли за подкуп избирателей и нарушения условий финансирования избирательной кампании. Конституция не предусматривает права на подкуп избирателей. Подкуп избирателей – это не право, а уголовно наказуемое преступление.
Про «профессионалов» в политике
– Что касается профессионалов. Интересно, о каких профессионалах говорит Влах? Если говорить о последних двух годах, то мы видим, как большое количество людей оставили свои престижные и высокооплачиваемые должности и пошли работать на государство. Или Ирина Влах переживает за людей Плахотнюка, которые, может быть, и профессионалы, но скорее в вопросах отмывания денег и воровства у государства?
И откуда вообще взялась риторика о том, что лояльность не должна учитываться при подборе людей в команду того или иного политика или партии? Ирина Влах и оппозиционные политики в Молдове пытаются отменить опыт всех демократических стран. Мы не видели, например, чтобы президент США работал с людьми из предыдущей администрации, если его предшественником был представитель другой партии. Новый президент, придя в Белый дом, назначает на ключевые должности в правительстве и ряде федеральных агентств людей из своей партии, что логично.
Это же очевидно: политик, получивший должность, не сможет реализовать свою политическую программу с людьми, которые не разделяют его ценностей, видений и политической программы, будь они хоть трижды профессионалы.
Возвращаясь к опыту Ирины Влах в кресле башкана: она, например, назначила на должность главы аппарата башкана Ольгу Митиогло, человека без опыта, которая далека от того, чтобы называться профессионалом – даже сейчас, после того как несколько лет занимала эту должность в администрации Влах. На должность второго зама, курирующего социальную сферу, Влах назначила Олесю Танасогло, которая до этого не работала ни в сфере образования, ни в здравоохранении, ни в сфере социальной защиты. А на должность начальника управления культуры назначила тамаду. Вот уж профессионалы так профессионалы.
О невыполненных обещаниях
– Теперь о главном: о чем Ирина Влах не сказала во время презентации своей общественной организации.
Влах, которая продвигает якобы позитивную повестку, на самом деле выступает с негативной повесткой. Критикуя Майю Санду, она не выходит с альтернативной программой и не говорит, что бы сделала сама – и как бы она это сделала. Пытаясь убедить нас в том, что она лучше Майи Санду, Ирина Влах напирает на какой-то свой «личный опыт». Но мы видели, чего стоит Ирина Влах.
Основные и самые громкие предвыборные обещания Влах не выполнены. На башканских выборах 2015 года она обещала открыть пять агропромышленных комплексов и 11 предприятий с российским капиталом. Ну и вишенка на торте – обещание дешевого газа.
В 2019 году эти обещания не были выполнены, но появилась новая порция предвыборных обещаний и более амбициозной лжи:
- аэропорт в Чадыр-Лунге,
- электростанция в Вулканештах,
- бассейн в Комрате,
- реконструкция стадионов в Конгазе, Вулканештах, Чадыр-Лунге и Казаклии – и многое, многое другое.
И ничего из этого не было сделано.
Влах выполнила часть обещаний, которые касались раздачи денег из регионального бюджета и которые можно трактовать как затраты на лоялизацию избирателей – как мы помним, люди получали эти бюджетные деньги в конверте с подписью от Ирины Влах. Но что касается больших проектов с большими инвестициями – тут Ирине Влах похвастаться нечем. Других проектов, кроме тех, что ей оставил предыдущий башкан, она привлечь не смогла – разве что реконструкцию Комратского стадиона.
Громкие амбиции, плачевное наследие
– И, наконец, самое главное, о чем не говорит Ирина Влах, – это то, с чем осталась Гагаузия после ее ухода: в изоляции, с Шором, коррупцией, «табуреткой» в кресле башкана, массовым и беспрецедентным подкупом избирателей. Это все — наследие Ирины Влах. И, что самое важное, Влах ни разу не осудила действия Шора в Гагаузии. Либо она не видит в этом проблему, либо Гагаузия — для нее пустое место.
Ирина Влах упустила окно возможностей, которое открылось перед Гагаузией с 2015 года – это повышенный интерес международных партнеров к Гагаузии и их сочувствие к ее проблемам, а также беспрецедентная поддержка западных партнеров, как финансовая, так и политическая. Все это слито в унитаз.
И не только потому, что к власти в Гагаузии пришел Шор, а в значительной степени из-за действий или бездействия Ирины Влах, которые и привели к тому, что Гагаузия захвачена бандой беглого олигарха. Но что мы от нее хотим: она же агент Кремля и себе не принадлежит. На этом фоне еще более нелепыми выглядят ее попытки противопоставить себя Майе Санду и создать впечатление о том, что она – проевропейский политик национального уровня.
Вся эпопея захода Ирины Влах в национальную политику – пока не больше, чем пшик. Целый год Влах создавала интригу, ездила с концертами «Дюз-Авы» по всей стране, а потом издала книгу и организовала еще один тур по стране уже с этой книгой. Все ожидали запуска серьезного политического проекта, а по факту получили НПОшку, которых более 10 тысяч по всей стране. Что называется, размах на рубль, а удар на копейку.
Ну а теперь мораль: как ни пудри себя европейской пудрой, а проросийские прыщи все равно не скроешь.
nokta live