В Гагаузии обсуждают возрождение Гагаузской Республики | Nokta Live TEXT
В эфире Первого канала в России говорят об использовании посредников в Гагаузии, а тем временем в эфире GRT вице-спикер НСГ обсуждает идею создания Гагаузской Республики. Ради кого или чего гагаузские политики готовы «поджечь наш общий дом», ведущий Михаил Сиркели рассуждает в выпуске авторской программы Nokta Live. Приводим текстовую версию передачи.
Про съезд депутатов в Приднестровье и информационную шумиху
– На этой неделе (эфир состоялся в пятницу, 1 марта — прим. nokta) многие с тревогой ожидали итогов так называемого съезда депутатов всех уровней в Приднестровье и гадали, попросятся ли они в состав России. Как оказалось, не попросились – и весь этот съезд оказался не более чем пшиком, призванным держать в напряжении молдавское общество.
С начала 2024 года мы видим, как Россия пытается более активно использовать два анклава на территории Республики Молдова, на которые она имеет высокую степень влияния: Приднестровье и Гагаузию. На съезде, прошедшем 28 февраля, Приднестровье не попросилось в состав России, а обратилось всего лишь к Совету федерации и Госдуме (ну и в Красный крест заодно) с просьбой защитить Приднестровье от некоего давления со стороны Молдовы. Формальным поводом для проведения этого съезда стало введение Республикой Молдова таможенных пошлин для товаров, импортируемых в Приднестровье. Введением этих пошлин молдавское государство выравнивает ситуацию, при которой приднестровские предприятия так же, как и другие молдавские предприятия, начнут платить налоги. Зачем по этому поводу так вопить – мы не поняли.
Несмотря на то что сам съезд и итоговая резолюция стали не более чем пшиком, это дало повод российским пропагандистам на Первом канале разгонять тему, как Россия может и должна спасти жителей Приднестровья, а заодно и гагаузов.
По российскому ТВ призывают к созданию террористических группировок в Гагаузии
– Мне интересно, с какими гагаузами говорил этот пациент и от чего именно гагаузы страшно мучаются? В своем спиче он признал, что у России нет возможности забросить на территорию Молдовы десант по типу группы Гиркина-Стрелкова, как это было на Донбассе в 2014 году. Напомню, на Донбассе в 2014 году войну развязали не жители Донбасса и никакие не ополченцы, а самые настоящие диверсанты, заброшенные туда российскими спецслужбами, которых возглавлял Гиркин-Стрелков. Об этом неоднократно говорил он сам, а российское руководство этого никогда не отрицало. Если бы не диверсионная группа Гиркина-Стрелкова, то никакой войны бы на Донбассе не было. То же самое, очевидно, России хотелось бы сделать и в Гагаузии, однако у них нет такой возможности ни по суше, ни по воздуху, ни по морю. Все подступы к Молдове для российских военных заблокированы ВСУ и странами НАТО.
Поэтому, как мы видим, российские пропагандисты не первой свежести предлагают использовать для этого прокси по примеру того, как Иран использует свои прокси, то есть террористические группировки, в разных странах: Хезболлу в Ливане, хуситов в Йемене и ХАМАС в Палестине. Фактически этот [пропагандист] предлагает создать на территории Гагаузии террористическую организацию. Они уже посчитали, сколько людей готовы, по их мнению, воевать против Республики Молдова – 220 тысяч в Приднестровье и вся Гагаузия, по их мнению, должны дружненько войти в ряды российских военизированных прокси.
Вот такие преступные планы, как втянуть Гагаузию в войну против Молдовы, на полном серьезе и очень агрессивно обсуждаются в эфире федерального канала в России, который, как вы знаете, запрещен к ретрансляции в Молдове – и, глядя на это, всем очевидно почему.
В тот же день вышел провокационный эфир на GRT
– А теперь давайте посмотрим, что транслируется в прямом эфире гагаузского общественного радио.
Для тех, кто не распознал, человеком, который звонил в студию гагаузского радио, был Иван Бессараб, обслуживающий интересы Шора, но которого GRT, контролируемое сейчас Шором, продвигает как гагаузского патриота. Иван прославился в Гагаузии своими отрыжками в прямом эфире и способностью менять хозяев в зависимости от оплаты. Человек, который отвечал на вопросы Бессараба, – это Георгий Лейчу, заместитель спикера Народного собрания, генерал юстиции Республики Молдова и бывший главный прокурор Гагаузии, проработавший в этой должности 10 лет. А модерировала все это журналистка общественного радио и телевидения Екатерина Манита. Тут стоит обратить внимание на несколько вещей.
Первое: эта передача на гагаузском радио вышла в эфир в тот же день, когда проходил так называемый съезд депутатов всех уровней в Приднестровье. В этот же день вышла та самая передача на Первом канале, где обсуждали планы использования прокси в Гагаузии по примеру террористических групп, которые использует Иран в разных странах (и прежде всего против Израиля).
Иван Бессараб призывает гагаузов к сепаратизму и измене
– Второе: Иван Бессараб, по сути, призывает власти Гагаузии предпринять противозаконные действия, которые можно расценить как сепаратизм и измену родине. После такого вопроса, адресованного генералу юстиции, дважды главному прокурору Гагаузии, мы ожидали от Лейчу призыв прекратить эти провокации против независимости, целостности и суверенитета Республики Молдова. Это ещё и провокация против гагаузов. Эти призывы подставляют нас, представляя в не самом хорошем свете.
Это очень опасно, особенно в контексте, в котором находится Молдова сейчас, – я имею в виду российскую военную агрессию против Украины. Рядом с нами идет война, где гибнут люди, и нам ни в коем случае не нужно ассоциироваться с агрессией России. Такие разговоры воспринимаются однозначно как поддержка российской агрессии – и никак иначе. Становиться проводником российской агрессии и раскачивать лодку в Молдове в интересах России – это последнее, что нужно гагаузам Молдовы.
Столько лет в Гагаузии пытаются избавиться от клейма сепаратизма, и тут на общественном радио звучат призывы создать в Гагаузии подобие «ЛНР» и «ДНР» – и никто не видит в этом проблемы: ни ведущая, ни гость передачи, который, на минуточку, вице-спикер Народного собрания. И что же мы слышим от генерала юстиции в ответ на этот вопрос? Мы слышим одобрение. Возникает ощущение, что Бессараб озвучивает то, что Лейчу не может озвучить сам, поэтому тот и пришел к нему на помощь, дозвонившись в прямой эфир – причем дозвонившийся первым.
Третье: как ведет себя ведущая в этой ситуации? Вместо того, чтобы пресечь это и не дать использовать эфир GRT для подобного рода провокаций, она подключилась к этим призывам и стала подливать масло в огонь. Такое ощущение, что Екатерина Манита выдвинула себя на роль главного российского прокси в Гагаузии.
«Эта идея подставляет гагаузов»
– Давайте попытаемся проанализировать, что произошло в этом эпизоде. Участники этого агрессивного пропагандистского шоу, которое еще и оплачивается за наши с вами деньги, пытаются приучить гагаузское сообщество к мысли о том, что создание Гагаузской Республики, а по сути подобия «ЛНР» и «ДНР», – это нормально. Вице-спикер Народного собрания не только одобрил эту идею, не осудив ее, но дал понять, что она пользуется поддержкой, потому что якобы является криком души определенной части населения. У меня вопрос к господину Лейчу: откуда у него такая информация? Он проводил опросы или проводил встречи, где поднимал этот вопрос?
И если уж Лейчу говорит о том, что это крик души части населения, то сколько людей поддерживает эту идею? Даже если и есть такие люди, то их явно немного, и сейчас не самый подходящий момент для того, чтобы вообще об этом говорить. И кто-кто, но Лейчу должен понимать, что этот вопрос не стоит поднимать, во-первых, потому что эта идея не пользуется поддержкой, а во-вторых, это подставляет гагаузов и ассоциирует их с российской агрессией против Украины и против Молдовы.
И если Лейчу – ответственный человек и думает о будущем Гагаузии и благополучии гагаузов, то он должен не просто пресекать эти разговоры, а четко и ясно дать понять, что таким разговорам и идеям в Гагаузии не место. Потому что если вдруг, не дай бог, эта идея реализуется, то сегодняшние проблемы Гагаузии покажутся цветочками.
«Не стоит сравнивать 90-е годы с ситуацией, в которой мы находимся сегодня»
– Рассуждения на эту тему никакие проблемы Гагаузии не решат, а наоборот, усугубят. Ведь я не зря сравниваю идею Гагаузской Республики с «ЛНР» и «ДНР». Каким-то романтикам в Гагаузии спустя 30 лет может показаться, что благодаря провозглашению Гагаузской Республики в 90-м году мы получили все, и нам за это ничего не было. Не было войны, как на Днестре, не было большого кровопролития, и в итоге Гагаузская Республика закончилась не уголовными делами и судами, а легитимизацией всех, кто ее возглавлял.
Но не стоит сравнивать 90-е годы с ситуацией, в которой мы находимся сегодня. Идея о том, что удастся повторить Гагаузскую Республику бескровно – это очень большое заблуждение, и еще большее заблуждение в том, что эта идея способна принести какое-то благо гагаузам. Посмотрите, что произошло на Донбассе. Города, которые процветали и развивались до прихода туда русского мира, сегодня прозябают в нищете, превратившись в серую зону и преступный анклав, где живут бесправные и угнетенные люди. Бесправными и угнетенными они стали только после прихода русского мира. До прихода так называемой русской весны в Донецк этот город динамично развивался и в 2012 году принимал чемпионат Европы по футболу. И если бы туда не пришел русский мир, то Донецк развивался бы и дальше.
И прежде, чем допускать такие мысли и, более того, обсуждать их открыто на общественном радио в условиях, когда идет война в соседнем государстве, нужно давать себе отчет в том, что сегодняшняя Молдова – это не Молдова 90-х годов, и соседняя Украина – это не Украина 90-х годов, и в Болграде не стоит советская дивизия ВДВ.
Если в 90-м году идея Гагаузской Республики была направлена только против независимости, суверенитета и целостности Республики Молдова, то сегодня она также направлена против независимости, суверенитета и целостности Украины. И если в 90-м году Украина стояла в стороне и безучастно смотрела на то, что происходило на юге Молдовы, то сегодня любая дестабилизация на юге Молдовы касается Украины напрямую – поэтому очевидно, что Украина безучастной не будет.
«Гагаузское сообщество приняло единственно правильное решение – реинтегрироваться в РМ»
– А если говорить о самих гагаузах, то для подавляющего большинства Гагаузов ситуация изменилась. По сравнению с 90-м, людям есть, что терять. Если в 90-е годы у многих не было ни домов, ни земли – земля принадлежала колхозам, а дома были колхозными дворами, которые тоже принадлежали колхозам, – то спустя 30 лет ситуация целиком и полностью другая. Люди получили в собственность свою землю и дома, за 30 лет они успели привести их в порядок, отремонтировать, многие успели построить новые дома. И если 30 лет назад на развалинах империи сформировалось новое государство с не до конца ясным будущим (по крайней мере, для гагаузов), то сегодня речь идет о государстве, где гагаузы обрели свой дом, привилегии, многие построили бизнес, обрели положение в обществе.
В этом государстве работает пенсионная система, которой пользуются в том числе и гагаузы и которую невозможно было бы создать в так называемой Гагаузской Республике. И вообще никакую систему невозможно было бы создать при Гагаузской Республике. И в бытность Гагаузской Республики гагаузы получали пенсии и зарплаты из бюджета Республики Молдова, пользовались молдавскими системами здравоохранения и образования. Спустя пять лет после существования так называемой Гагаузской Республики, поняв, что это, по сути, банановая республика и не имеет никакого будущего, гагаузское сообщество приняло единственно правильное решение – реинтегрироваться в Республику Молдова.
«Вы зовете войну в Гагаузию»
– И еще раз повторюсь: тогда это все удалось проскочить без большого кровопролития. Сейчас повторить то же самое не получится, потому что изменился мир, изменилась Молдова и Украина. И Лейчу, заместитель председателя Народного собрания, должен был все это объяснить в эфире GRT, а не мычать про крик души. Лейчу, извините, генерал юстиции, он-то точно знает, чем идея возрождения Гагаузской Республики в нынешних условиях может обернуться для гагаузов. Я понимаю, что он юрист и может использовать слова так, что с точки зрения закона к нему не подкопаться, но с моральной точки зрения – это преступление против Гагаузии и гагаузов.
Такими действиями вы не просто опять навешиваете на всех гагаузов ярлык сепаратистов, вы зовете войну в Гагаузию. Ради кого или чего вы это делаете? Ради гонорара от Шора или Кремля? И это стоит того? Ради каких преступных целей вы хотите поджечь наш дом? Я не удивлен услышать эти идеи от Ивана Бессараба: этому заплати две копейки – он и не такое скажет. Но что движет Лейчу? Тоже две копейки или что-то другое?
«Россия понимает, что у нее остается все меньше и меньше времени»
– Я не думаю, что прямо завтра начнутся какие-то действия по созданию Гагаузской республики. Очевидно одно: Москва использует Гагаузию против Молдовы, и в этом году она будет использовать ее по максимуму. Это связано не только с предстоящими выборами президента и еврореферендумом. Россия понимает, что у нее остается все меньше и меньше времени и возможностей, чтобы удержать Украину и Молдову в орбите своего влияния. Ее задача сейчас – создать как можно больше очагов напряжения по всему миру, и особенно вокруг Украины.
И, конечно, вокруг Республики Молдова – потому что Украина и Молдова в вопросе европейской интеграции и в вопросе противостояния российской агрессии сильно связаны. Более того, дестабилизация Молдовы создаст серьезные проблемы для Украины. Россия понимает, что по мере интеграции в ЕС Молдова получит защиту Европейского союза и усилит свои способности в противодействии такого рода вызовам как российские прокси на своей территории. И пока этого не произошло, Россия пытается усугубить ситуацию и усложнить процесс европейской интеграции, чтобы Молдове тяжелее было выбраться из этой серой зоны и избавиться от российского влияния.
«Их главная задача – спровоцировать Кишинев на силовые действия»
– Тут важно уточнить, что я имею в виду, говоря о том, что я не думаю, что завтра кто-то начнет воссоздавать Гагаузскую Республику. Очевидно, что гагаузские политики по поручению Кремля пытаются воссоздать 90-й год. В последнее время мы видим участившиеся провокации из Гагаузии против Кишинева.
Их главная задача – спровоцировать Кишинев на силовые действия, которые позволят сегодняшней гагаузской политической элите во главе с Константиновым, Узуном, Мишкой Влахом и иже с ними, за которыми стоят Шор и Кремль, консолидировать вокруг себя гагаузское сообщество, придать себе легитимность и на фоне всеобщего страха в Гагаузии против силовых действий Кишинева поднять людей на заварушку и воссоздать Гагаузскую Республику. И расчет здесь именно на непродуманные действия и ошибки Кишинева, как это было в 90-м с походом волонтеров и другими подобными действиями.
Десятилетиями гагаузские политики формировали из Кишинева образ врага, особенно из политиков с сильной румынской идентичностью и проевропейских. Поэтому в Гагаузии любое действие Кишинева, даже самое законное, воспринимается как посягательство чуть ли не на существование самой Гагаузской автономии и гагаузов как народа.
Про реакцию гагаузской власти на обыски в мае прошлого года
– Была очень примечательна реакция гагаузских политиков на действия Центра по борьбе с коррупцией 16 мая 2023 года во время обысков в ЦИКе Гагаузии. Как быстро при поддержке Шора гагаузские политики вывели людей на улицу, организовав стихийные митинги – тоже было показательно. Все депутаты Народного собрания, как один, съехались в Комрат, организовали внеочередное заседание и дружно продвигали риторику о посягательстве Кишинева на Гагаузскую автономию. Своими действиями депутаты НСГ отрицали право Кишинева расследовать нарушения на выборах башкана, которые были очевидны всем, в том числе им самим. Вместо того, чтобы требовать от Кишинева этого расследования и исключить любую вероятность фальсификации результатов выборов, они пошли на раскачивание лодки и эскалацию ситуации.
Сегодня гагаузские политики провоцируют Кишинев на совершение неверного шага, который по их задумке должен поджечь гагаузское общество и консолидировать его вокруг политических проходимцев, находящихся у власти в автономии, чтобы в этих условиях создать некое подобие «ЛНР» и «ДНР». В этой ситуации люди, которые обладают нулевой легитимностью, такие как Константинов, Узун, Михаил Влах, та же Гуцул, наверняка надеются закрепиться у власти надолго, получить бесконтрольную власть в Гагаузии и стать местными царьками наподобие коллаборантов в «ЛДНР».
«Наша задача – не дать им втянуть Гагаузию в войну против Республики Молдова»
– Я не знаю, что должен делать Кишинев в этой ситуации. Но я точно знаю, чего Кишинев не должен делать: давать им повод реализовать этот сценарий.
Помимо Кишинева здесь должны предпринимать действия и люди в самой Гагаузии – все, кто может и как может. Не нужно смотреть на этих политических проходимцев, оказавшихся у власти в Гагаузии, как на тех, кто несёт бред и не понимает о чем. Они все прекрасно понимают. Их нахождение у власти чревато не только позором для гагаузского народа. Мы уже перешли ту черту, когда их нахождение у власти было просто позором для гагаузов.
Мы дошли до черты, когда их нахождение у власти становится опасным для Гагаузии и всей Республики Молдова. И наша задача – не дать им втянуть Гагаузию в войну против Республики Молдова. Для этого много не надо, достаточно всего лишь не молчать, подвергать публичному осуждению их действия и дать понять, что Гагаузия – это не кучка проходимцев, которые пытаются поджечь наш с вами дом.
Гагаузы – это десятки тысяч людей, которые хотят жить в мире со своими соседями и не хотят никому создавать проблем.
Читайте также: «Алло, вы что, в подвале?» — как власти Гагаузии не смогли объяснить цели и результаты визита в Россию
nokta live