Сколько и чего Гагаузия экспортирует в Россию
В апреле этого года башканка Гагаузии Евгения Гуцул объявила, что сумела договориться с Россией об экспорте туда гагаузской сельхозпродукции. Мы решили проанализировать, что изменилось за три месяца и сравнить с тем, как было в тот же период в прошлом году. Цифры выросли (не везде), но есть нюансы.
Что случилось?
11 апреля в своих соцсетях башканка Гуцул торжественно объявила, что “Росспотребнадзор” снял запрет на импорт в Россию гагаузской сельхозпродукции. Точнее, сделал для Гагаузии исключение из запрета на молдавскую продукцию, который сам же и наложил.
“Россия в очередной раз протягивает нам руку помощи. А властям в Кишиневе все труднее сдерживать раздражение и врать про то, что они заботятся о Гагаузии”, — пишет Гуцул.
О снятии запрета на ввоз плодоовощной продукции в Россию заявил и беглый олигарх, скрывающийся в Москве Илан Шор. Произошло это “после тщательной проработки вопроса с нашими партнерами из РФ”.
“В то время как действующий молдавский режим уничтожает своих же аграриев, закрывая им доступ к традиционным рынкам, мы с блоком «Победа» решаем задачи во благо наших граждан, доводя конкретные вопросы до взаимовыгодного решения”, — пишет Шор.
О том, что запрет наложила сама Россия, он тоже решил умолчать. Как и о том, чего молдавским аграриям стоит возвращение на “традиционные рынки”.
Как было и как стало
Чтобы выяснить, какие товары и сколько поставляли в Россию из Гагаузии в прошлом году и что изменилось после снятия запрета, мы запросили данные об экспорте у Таможенной службы в период 10 апреля — 17 июля 2023 и 2024 годов.
С апреля по июль 2023 года (нижняя таблица) из Гагаузии в Россию экспортировали (в порядке убывания):
- вино — 154 тонны,
- этиловый спирт — 3 тонны,
- одежда и аксессуары — 1,5 тонны,
- продукты питания — 0,7 тонны,
- почтовые марки — 0,07 тонн.
За аналогичный период 2024 года (верхняя таблица) из Гагаузии в Россию экспортировали:
- вино — 183 тонны, на 29 тонн больше, чем в 2023;
- фруктовые (включая виноградный муст) и овощные соки — 140 тонн;
- устройства, нагревающиеся электричеством — 2,3 тонны;
- одежда и аксессуары — 0,7 тонн, на 0,8 тонн меньше, чем в 2023.
Рост мы видим в двух категориях: соках и винах. В остальных — падение или вовсе замена на другие товары. Но даже так картина не такая радужная, какой ее хочет представить Гуцул.
А в чем нюансы?
Из-за войны в Украине главная проблема всех гагаузских производителей, экспортирующих товар в Россию, — это логистика, которая усложнилась и подорожала.
В репортаже для GRT об этом сказал директор Томайского винзавода Константин Сибов:
– Сегодня война, мы едем в Беларусь через Венгрию, Словакию, Польшу, Литву. А если в Россию, то еще и через Латвию. И вот эта разница в 300% [расходов] на логистику вся легла на нас.
А в интервью шоровскому Gagayziya24 Сибов заявил, что “наши основные рынки — это страны СНГ” и туда уходит 80% всей продукции его винзавода. Сколько в таком случае тратится на логистику и насколько это выгодно, он не уточнил.
Ранее глава агро-промышленного комплекса Гагаузии Сергей Ибришим в комментарии российскому СМИ заявлял, что Гагаузия экспортирует свои товары “в секрете от Кишинева”. Почему и зачем — он не пояснил. Но признал, что часть вин уходит на экспорт в ЕС, где для них нет пошлин. В России импортные пошлины есть, а Гуцул пытается договориться об их отмене.
То есть, помимо возросших логистических расходов, производители оплачивают еще и импортные пошлины. Какой товар и по какой цене следует продавать, чтобы это было выгодно, неясно. Или это не про заработок, а про идею “возвращения на родные рынки”?
В Гагаузии действуют 12 винодельческих предприятий и 1 консервный завод. Есть также 2 цеха по сушке фруктов, 8 предприятий по переработке подсолнечника, но экспорта другой плодоовощной продукции пока нет.
Читайте также: