Венгрия хочет столкнуть лбами Киев и Бухарест — украинская журналистка о «провокациях» Сийярто
В эфире nokta украинская журналистка Марианна Присяжнюк комментирует визит главы венгерского МИДа Петера Сийярто в Молдову и его «антиукраинскую» риторику, объясняет, почему это является частью стратегии для того, чтобы рассорить Бухарест и Киев, и выражает надежду, что после победы Санду больше не придется «замалчивать какие-то темы ради сохранения рейтинга».
Про визит в Молдову Петера Сийярто
В эфире «Цены свободы» украинская журналистка Марианна Присяжнюк делится мнением, какие цели преследует Россия на предстоящих в Молдове выборах и референдуме.
— Знаете, буквально недели две назад я дала бы вам очень простой ответ, что Россия [стремится] оторвать Молдову от европейского пути, что Россия преследует цель настроить Молдову против Украины. Сейчас я немножко в поиске расширения этого понимания, исходя из того, что происходит непосредственно и в Молдове в том числе, исходя из того, какие гости к вам приезжают. Ну это не значит, что мы не видим российских действий по поводу того, чтобы подорвать те процессы, которые у вас происходят, просто я думаю, что ещё <…> Россия пытается использовать, как мне кажется, Молдову как такую территорию и для обхода санкций, и для продвижения каких-то экономических интересов, исходя из той геополитики, которая складывается из-за продвижения украинской армии. Это становится всё более и более очевидно.<…> Пример: последний визит [в Кишинев] Сийярто и, конечно же, молчаливая реакция господина Попшоя, министра иностранных дел из команды проевропейской президентки, конечно же, вызвала шок в Украине.
Говоря о визите Петера Сийярто в Молдову, журналистка обвиняет его в антиукраинской риторике. Глава венгерского МИДа выражал слова поддержки Молдове на ее пути в ЕС и прямо заявил, что Венгрия не поддерживает на этом пути Украину, в очередной раз обвинив ее в ущемлении прав закарпатских венгров. Кроме прочего, Сийярто выразил убежденность, что Молдова и Украина, как кандидаты на вступление, должны рассматриваться индивидуально, а не в одном пакете, потому что Украина якобы ещё не готова к евроинтеграции.
— И здесь даже вопрос не в том, что Украина и Венгрия имеют такую длительную историю напряжённых взаимоотношений, а в том, что и Румыния, и Венгрия имеют длительную историю напряжённых отношений, — говорит Присяжнюк, — Поэтому здесь позиция Молдовы вызывает вопросы. И парадигма, в которой это представляется ради евроинтеграции и, конечно же, любой визит европейского чиновника, в том числе и Сийярто, воспринимается, на самом деле, с точки зрения широкой публики как поддержка молдавского руководства на пути к ЕС, как это происходит и с визитами других чиновников. Конкретно те тезисы, которые были озвучены — это и есть гибридная война, которую ведёт Россия против Украины на территории Молдовы, вот что вызывает озабоченность.
<…> Я знаю, что и среди сторонников нынешних властей, и среди оппозиции, и среди альтернативных политических проектов есть консенсусное понимание, что некоторые инициативы исходят для того, чтобы мобилизовать европейский электорат. И это абсолютно я сейчас говорю нейтрально, не передавая никакого окраса. Но когда происходят такие встречи и озвучиваются опасные тезисы, то, конечно же, возникает вопрос: а что делается для того, чтобы противодействовать таким гибридным угрозам, которые разворачивает Россия руками своих партнеров, руками тех прокси, которые есть в ЕС?
«Это однозначно провокация»
Марианна Присяжнюк убеждена, что Венгрия преследует цель «столкнуть лбами» Киев и Бухарест, у которых складываются стратегические отношения на фоне подготовке вступления Молдовы и Украины в ЕС.
— Впервые за долгое время наши страны открывают друг друга. Ну и Румыния [выступает] адвокатом Молдовы на пути в ЕС, как вот и Польша часто адвокатирует усиленно интересы Киева в Брюсселе, <…> и на том фоне, что Киев сближается очень интенсивно с Бухарестом, Сийярто озвучивает антиукраинские тезисы именно в Кишинёве. Между Киевом и Кишиневом происходят какие-то разные обмены репликами очень часто, на самом деле, которые ни на что не влияют. Но представьте себе, если бы официальный Киев в этом контексте выдал какую-то негативную реакцию на то, что произошло в Кишинёве, на молчание Попшоя, и как как бы это воспринялось в Бухаресте?
Это очень хорошо, что мы об этом об этом говорим на уровне медиа, это очень хорошо, что эти темы поднимаются и даются по рукам на уровне экспертов, и это очень хорошо, что наши министерства иностранных дел мудро молчат. Но это действительно нужно проговорить, чтобы и в Кишинёве, и в Киеве понимали, что происходит, потому что, если нагнетать ситуацию между Киевом и Кишинёвом, это ни на что не повлияет геополитически, <…> потому что мы на одинаковых позициях, мы в одной лодке. А Румыния показала себя самым надёжным соседом в контексте военной логистики для Украины, и если подорвать отношения между Киевом и Бухарестом, я думаю, от этого кто-то бы получил очень большой такой, жирный плюсик в свое портфолио из российских прокси, которые работают по направлению нашего региона.
<…> Если сейчас Киев в контексте евроинтеграции выскажет какие-то негативные ответы, негативные комментарии [в адрес Кишинева], это не будет воспринято нормально в Бухаресте, [потому что он берет шефство над Молдовой] — и как раз эту [цель] и преследовала провокация со стороны Сийярто. А это однозначно провокация.
<…> Сийярто сравнивает, нагнетает вот этот вот эту дискуссию, чтобы люди использовали вот это сравнение «а мы больше, а мы лучше, а эти хуже». То есть это создаёт определённую эмоцию, которая будет толкать политику в неправильном, деструктивном направлении.
Про вопросы Сийярто от молдавских СМИ
Марианна Присяжнюк также высказалась о вопросах, которые задавались Петеру Сийярто на пресс-конференции в Кишиневе.
— Если вы будете готовиться к пресс-конференции, на которой участвует спикером глава венгерского [МИДа], вы откроете гугл: а что ж там происходит с этой Венгрией? Сейчас обсуждает весь мир, вся Европа, что Венгрию могут лишить участия в Шенгенской зоне. Сейчас обсуждается, что Венгрия упрощает въезд для граждан России и Беларуси, сейчас обсуждается вообще подрывная деятельность Венгрии в контексте безопасности Евросоюза. Этих вопросов [на пресс-конференции] не звучало. То есть, если ты ответственный журналист и ты готовишься к пресс-конференции, где участвует такой чиновник, это первое приходит на ум спросить, но почему-то у журналиста приходит на ум спросить: «а как вы относитесь к Молдове в контексте Украины».
Да, я намекаю на то, что такие вопросы задаются не просто так, и я знаю, как это делается и в Молдове, и в Украине, как такие провокации организовываются. И это очень опасно. Мне кажется, что мы недооцениваем того, что у нас происходит под носом, того, что у нас происходит в контексте гибридных угроз и боремся с какими-то мельницами совершенно не теми способами.
«Хотелось бы более активного участия Бухареста и в Молдове, и в Украине»
— Он там сказал несколько ярких тезисов, которые и помимо этого привлекают внимание. Он сказал, что Украина подрывает энергетическую безопасность. Это, собственно говоря, выводит на мысль, что Молдова будет в эту в эту игру втянута для обхода санкций. Вот не так давно было опубликовано расследование, что 2% теневой нефти было отгружено через Молдову какими-то российскими танкерами. То есть, все вот эти движения [происходят] в направлении того, что Молдова будет участвовать в каких-то теневых делах по обходу санкций.
Речан поехал в Словакию, к вам едет Сийярто, ещё там спикер венгерского парламента приезжает, 60 примаров поехали в Венгрию перенимать опыт евроинтеграции. А на каком они языке там будут опыт перенимать, мне интересно? Не на русском ли, в контексте того, что граждане России и Белоруссии имеют сейчас ну или будут иметь в скором времени такой облегчённый доступ в Венгрию? То есть это всё-таки намёки, которые витают в воздухе и вызывают очень много вопросов. А почему не в Румынию молдавские чиновники поедут перенимать опыт? А какой такой опыт Венгрия может передать Молдове? По [верховенству права]? По правам человека? 10 лет Брюссель с ними воюет за то, чтобы у них система нормально работала согласно всем европейским стандартам, и какой такой опыт Венгрия может передать странам, которые хотят сделать функционирующими свои системы внутренние? То есть это тоже очень странно.
Утверждая, что Венгрия активно используется для гибридной войны, которую ведет Россия, Присяжнюк выражает желание, чтобы этому больше уделяли внимания румынские партнеры, которые стараются отслеживать ситуацию.
— Хотелось бы более активного участия Бухареста и в Молдове, и в Украине, и такой проактивной вовлечённости.
«Это электоральный спам»
Напоследок украинская журналистка прокомментировала грядущие выборы в Молдове и обилие кандидатов в президенты с левого берега Днестра.
— Ну это, конечно, электоральный спам. Очевидно, что Майя Санду пройдёт во второй тур, и я так думаю, что то, что происходит в контексте дезинформации вокруг неё, то, что происходит вокруг справедливой критики в отношении Майи Санду, то, что происходит и вокруг справедливой критики со стороны Украины в отношении Майи Санду — я думаю, что сполна должно быть озвучено во время второго мандата. <…> Я думаю, что нужно подходить к этому со всей ответственностью и больше не играть в такие игры, не умалчивать какие-то вещи ради того, чтобы сохранить рейтинг. Нужно всё говорить, нужно писать, что не так, и я думаю, время прошло, когда какие-то компромиссы между вашим гражданским обществом и властью могли иметь место.
Исходя из того, что я вижу, всё-таки есть внешняя угроза, которая требует от внутренних игроков какой-то консолидации ради того, чтобы, как как мы уже с вами обозначили, электоральный спам не пришёл к власти, не случилось во всей Молдове того, что случилось в Гагаузии в 2023 году.
nokta