Расходы РФ на войну вдвое превышают оборонный бюджет и угрожают обвалом экономики
Реальные траты России на ведение войны в Украине могут в два раза превышать официальные данные. Негласная схема финансирования оборонки РФ создала предпосылки для кредитного кризиса, а финансовая основа российской военной экономики напоминает карточный домик, который при продолжении войны — может рухнуть. Своими предположениями о состоянии российской экономики делятся западные аналитики.
Внебюджетное финансирование расходов на войну стало возможным благодаря поправкам в закон, которые глава РФ Владимир Путин подписал на второй день полномасштабного вторжения в Украину. Эти поправки позволили государству вынудить российские банки снижать ставки по кредитам для предприятий оборонно-промышленного комплекса, пишет «Агентство».
Таким образом, с середины 2022 года произошёл резкий рост корпоративного долга на 415 млрд долларов, то есть — 19,4% ВВП, сказано в отчёте аналитика, бывшего банкира Morgan Stanley Крейга Кеннеди. Подобный прирост значительно превышает как доходы бюджета РФ от нефти и газа, так и расходы на войну за тот же период. Более 70% прироста пришлось на секторы, связанные с военной деятельностью.
При этом не всё кредитование данных секторов шло на финансирование товаров и услуг для войны — от 50% до 60% корпоративного кредитования пошло на финансирование связанного с войной бизнеса. Таким образом, поток финансирования военной сферы РФ вне бюджета примерно равен общим расходам, проходящим через федеральный оборонный бюджет.
В отличие от оборонного бюджета, который был устойчив, внебюджетную схему финансирования войны стало поддерживать гораздо сложнее во второй половине 2024 года. Рост корпоративного кредитования стимулировал инфляцию и повышал процентные ставки. Это создавало предпосылки для системного кредитного кризиса. Большой объём государственного принудительного кредитования, по всей видимости, получили компании со слабой кредитной историей, которые могут испытывать трудности с обслуживанием кредитов, особенно после сокращения расходов на войну.
К концу 2024 года РФ осознала системные кредитные риски, считает Кеннеди, ссылаясь на совещания, посвященные данной теме в Кремле.
Обозреватель Financial Times Мартин Сандбу считает, что корпоративные долги, о которых пишет бывший банкир, могут привести к краху российской банковской системы, который уничтожит не только легитимность банков, но и легитимность власти. Западу необходимо использовать это, чтобы поставить Путина перед выбором между продолжением войны и сохранением своей власти, считает эксперт.
Сам Кеннеди делает похожий вывод: чем дольше Москва будет откладывать прекращение активных военных действий — тем будет повышать риск неконтролируемого кредитного кризиса, который ослабит их переговорные позиции. Украина и её союзники могут воспользоваться этим, исключив возможность смягчения экономических санкций из любых переговоров о прекращении огня без полного мирного урегулирования, включая репарации Украине.
Читайте также: