Главная  —  Общество   —   Два года башканства Евгении Гуцул: изоляция…

Два года башканства Евгении Гуцул: изоляция Гагаузии, пустые обещания и приговор на подходе

Два года башканства Евгении Гуцул: изоляция Гагаузии, пустые обещания и приговор на подходеБашканка Гагаузии Евгения Гуцул

19 июля исполняется два года с момента, как Евгения Гуцул — ставленница беглого преступника Илана Шора — заняла пост башкана Гагаузии. За это время автономия фактически превратилась в испытательный полигон для технологий подкупа избирателей и манипуляций электоратом. О реальном развитии и экономических достижениях речь не идет.

Первые полгода Гуцул летала по поручениям Шора, последние месяцы — под домашним арестом. Всё это время она живёт не в Гагаузии, а в Кишинёве и изображает «жертву диктаторского режима». 

Ко второй годовщине башканства ее сообщники из шоровской группировки в Гагаузии вручили ей высшую награду автономии: орден Gagauz Yeri — «за особые заслуги в социально-экономическом развитии».

Провал обещаний и фейковые достижения

В телеграм-канале Гуцул 19 июля появился «праздничный» пост: два года на посту описываются как «период перемен и развития». Говорится о «масштабных инфраструктурных проектах», «сотнях километрах дорог»,  «десятках проектов в школах и больницах», «росте доходов бюджета» автономии. 

Но по факту — из всего списка кое-как выполнено лишь одно предвыборное обещание — GagauziyaLand. Гуцул называет его «современным парком отдыха, который стал культурным и семейным центром всего юга страны», а на деле это — пустырь с несколькими хлипкими аттракционами. Парк так и не сдали в эксплуатацию, а за нарушения при строительстве несколько человек привлекли к уголовной ответственности.

Полмиллиарда евро «инвестиций», семь тысяч рабочих мест, два завода, аэропорт в Чадыр-Лунге, социальное жильё — всё это так и осталось на словах.

Вместо повышения зарплат и пенсий — нелегальные выплаты пенсионерам и бюджетникам на карты российского подсанкционного банка, организованные через структуры, связанные с Шором.

  • Подробнее об этом nokta писала тут и тут.  

Изоляция и деградация Гагаузии

Депутат Народного собрания Гагаузии Александр Тарнавский назвал эти два года «трагичными для автономии» — административная, дипломатическая и инвестиционная изоляция, разорванные связи с Кишинёвом, потеря доверия внешних партнёров, отток бизнеса.

Он отмечает, что за два года не подписано ни одного инвестиционного соглашения. Прекратилось даже сотрудничество с Турцией, которая раньше ежегодно строила объекты социальной инфраструктуры. Стратегического плана развития у автономии нет: не решаются проблемы с водой, лесопосадками, инфраструктурой, экологией.

Тарнавский довольно обстоятельно проанализировал два года башканства Гуцул и план деятельности Исполкома Гагаузии. Вот какие данные он приводит: 

  • количество действующих предприятий сократилось с 6433 до 5998;
  • упали налоговые поступления;
  • сократилось финансирование капитальных инвестиций из центрального бюджета Гагаузии;
  • размер фонда субсидирования сельхозпроизводителей остался на уровне предыдущих периодов — 5 млн леев, хотя в плане заложено увеличение до 40 млн леев.

Из двух десятков обязательств Исполкома, по словам Тарнавского, реализовано лишь два: парк GagauziyaLand и туристический центр. Бассейны, стадионы, социальные столовые и приюты, выплаты новорождённым, выставочный центр — всё это так и не начато.

«Гагаузия не просто стоит на месте — по многим направлениям она теряет достигнутое. Хочу верить, что оставшиеся два года мандата станут временем осмысления и служения людям», — пишет Тарнавский.

С приближением даты оглашения приговора по делу о незаконном финансировании партии Шора, будущее Евгении Гуцул на посту башкана остаётся неопределённым. Уже 5 августа в Кишинёве суд вынесет вердикт, прокуроры требуют для Гуцул 9 лет тюрьмы.

Об итогах первого года Гуцул на посту башкана nokta рассказывала в этих материалах:

Читайте также: