162 человека владеют 55% всех богатств Казахстана, многие из них связаны с Назарбаевым
162 человека владеют 55% всех богатств Казахстана, многие из них связаны с первым президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, сообщает международное бизнес-издание Financial Times (FT).
«KPMG подсчитала, что 162 человека — или 0,001% от 19-миллионного населения — владеют 55% богатства Казахстана. Многие из них связаны с первым президентом кровными или деловыми связями. Назарбаев стал символом определенного типа постсоветского режима, который безжалостно душит инакомыслие дома, в то время как правящая клика смогла перевести миллиарды за границу и нанять лучших в мире юристов и лоббистов для создания видимости легитимности», — говорится в сообщении.
Также приводятся мнения о том, что Назарбаеву вменяют владение активами в металлургии и банковской сфере.
По данным издания, ведущий эксперт по Казахстану из Эксетерского университета Том Мейн описывает первого президента как «одного из сильнейших примеров современной клептократии» («клептократия» — с греч. «власть воров», это неформальный термин, которым принято называть режим правления, где правительство абсолютно коррумпировано и занимается воровством в масштабах целой страны. — прим. nokta).
FT считает, что прошедшие в начале января беспорядки в Казахстане назревали четверть века.
«21 ноября 1995 года американский бизнесмен Джеймс Гиффен начал переводить десятки миллионов долларов на счет в швейцарском банке. По данным прокуратуры США, Гиффен выступал в качестве посредника и получил миллионы от Mobil — американской нефтяной компании, которая вела переговоры о покупке казахстанского нефтяного месторождения. Всего пять лет назад Казахстан был частью советской империи, а его нефть и ценные полезные ископаемые находились под контролем коммунистов. Теперь всем руководил Нурсултан Назарбаев, прошедший путь от плавильщика металлургического завода до высокопоставленного руководителя Коммунистической партии. Он мог бы передать права на нефть стоимостью в десятки миллиардов долларов частному бизнесу одним росчерком пера. Его нужно было только уговорить», — добавляет авторитетное издание.
Как отмечается, «швейцарские платежи ознаменовали момент, когда казахстанские правители обнаружили, что могут зарабатывать серьезные деньги — состояния, которые помогут им сохранить власть в течение долгих лет фальсификации выборов и политических репрессий».
«Когда в 2004 году прокуратура США обвинила Гиффена в нарушении антикоррупционного законодательства, они выяснили, что истинным бенефициаром счета в швейцарском банке, контролируемым через сеть подставных компаний, был Назарбаев. Согласно обвинительному заключению, Назарбаев использовал $45 тыс. из этого незаконного дохода для оплаты обучения в престижной швейцарской школе, которую посещала одна из его дочерей. Поначалу Назарбаев был встревожен обнаружением платежей. Он попросил Дика Чейни, тогдашнего вице-президента США, помочь облегчить его юридические проблемы, но тщетно.
В итоге ему повезло. Адвокаты Гиффена утверждали, что ЦРУ было известно о платежах, которые он делал. Юридические споры по этому иску затянули дело на годы, пока прокуроры не согласились на то, что они могли получить. Они сняли обвинения в коррупции, и Гиффен признал себя виновным в налоговых правонарушениях, заплатив скромный штраф», — напоминает СМИ.
Издание добавляет, что «за редкими исключениями, такими как скандал с Mobil, стало известно несколько достоверных подробностей о финансовых делах Назарбаева».
«Это, пожалуй, неудивительно, поскольку, как показала проверка шведской телекоммуникационной компании Tele2 в отношении Казахстана, ее правители „используют доверенных лиц для хранения своих активов“. В недавнем отчете Chatham House описывается, как один из друзей Назарбаева бесплатно получил долю в медной промышленности на сумму 135 млн фунтов стерлингов», — сказано в сообщении.
Также приводятся свидетельства бывшего зятя Назарбаева — Рахата Алиева — первого мужа Дариги Назарбаевой, старшей дочери первого президента, которого потом нашли мертвым.
«Назарбаев «регулярно» брал незаконные комиссионные за коммерческие сделки, имел скрытые доли в горнодобывающей и нефтяной промышленности и поддерживал сеть офшорных банковских счетов», — сообщает издание.
Кроме того, добавляет FT, «одной из постоянных забот Назарбаева, по-видимому, было то, как разделить возможности огромных природных богатств Казахстана, не усиливая потенциальных соперников». В качестве примера издание указывает трио иностранных олигархов, сколотивших состояние в Казахстане, а также саму семью первого президента.
Напомним, 15 января с занимаемых должностей освободили двух других зятьев Назарбаева — председателя правления АО «КазТрансОйл» Димаша Досанова и председателя правления АО «НК «КазТрансГаз» Кайрата Шарипбаева. Досанов приходится мужем младшей дочери первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева — Алие Назарбаевой, а Шарипбаев — старшей — Дариге Назарбаевой.
17 января полномочия главы НПП «Атамекен» сложил еще один зять Назарбаева — Тимур Кулибаев, женатый на Динаре — средней дочери первого президента. Также 17 января с поста первого заместителя председателя КНБ президент Касым-Жомарт Токаев снял родного племянника Назарбаева — Самата Абиша.
Единственной из ближайших родственников Назарбаева во власти сейчас остается его старшая дочь — депутат мажилиса Дарига Назарбаева, которая по «официальной» версии болеет коронавирусом. Ранее агентство КазТАГ выяснило, что, вопреки устойчивым слухам, Дарига Назарбаева не подавала заявление на сложение депутатского мандата.
Сам Назарбаев в последний раз официально появлялся на публике в конце декабря 2021 года, и вопреки расхожим версиям о его выезде за рубеж, по данным авторитетного британского издания The Guardian, все еще находится в Казахстане, а борьба за власть в стране продолжается.