Россия начала распродавать юани. Что это значит и к чему ведёт?
На этой неделе Центробанк России начал распродавать из Фонда национального благосостояния китайские юани. Это резервный фонд, в нём аккумулируется часть нефтегазовых доходов и за счёт него в том числе обеспечиваются пенсии россиян. Наш финансово-экономический эксперт Влад Грати объясняет, почему Центробанку пришлось запустить руку в «кубышку», что это означает в короткой и более отдаленной перспективе, как повлияет на курс рубля и только ли России касается.
Знаете, есть такой анекдот про 3 стадии бедности:
— Нет денег.
— Совсем нет денег.
— Меняем доллары.
Так вот, первые 2 стадии в России наступили в декабре. А в среду началась и третья.
Что случилось?
Центральный Банк России принял новое «бюджетное правило».
Теперь если российская нефть Urals будет торговаться ниже $60 за баррель (а это всегда, пока действуют санкции), то ЦБ будет продавать юани из Фонда национального благосостояния, покупать на них рубли и отправлять их в бюджет, для того чтобы компенсировать недополученные деньги от экспорта сырья.
И наоборот, если цена Urals будет выше $60, то наоборот, из бюджета будут продаваться рубли, а на них покупаться юани в ФНБ.
На первый взгляд, звучит как «ничего страшного», но так с любым экономическим механизмом. Давайте рассмотрим подробнее, что произошло.
Что это значит?
Давайте по порядку. Первое же серьезные экспортные санкции привели к серьезному дефициту в бюджете Российской Федерации.
По словам министра финансов Силуанова, дефицит бюджета в 2022 году составил 3,3 трлн рублей. Или 2,3% ВВП. И да, это тот самый бюджет, который весь год исполнялся с огромным профицитом из-за рекордных продаж нефти и газа. Как вы знаете, цены на энергоносители в этом году были просто огромными.
- Нефть впервые за 10 лет преодолела отметку $100 за баррель
- А газ в Европе торговался, в среднем, в 10 раз выше своей стандартной цены до конца 2021 года.
Вы наверняка видели, что нефтегазовые доходы в России сильно выше обычных и вообще ставили рекорды.
Серьезно сокращать поставки газа Россия начала только летом, а санкции на нефть в силу вступили только в декабре, но этого уже хватило, чтобы бюджет перешел из профицита в сильный дефицит.
Вот как выглядит структура доходной части российского бюджета
Источник MMI, данные Минфин РФ
В декабре нефтегазовые доходы увеличились на 6%. Но это с учетом того, что в последние месяцы 2022 года собирались НДПИ (налоги на добычу полезных ископаемых).
Я коротко напомню, что в этом году правительство РФ приняло решение о введении дополнительного налога для «Газпрома» в размере 1,2 трлн рублей (неплохой такой налог, правда?).
Это случилось прямо перед тем, как «Газпром» должен был выплачивать дивиденды акционерам на такую же сумму. Если простыми словами, российское правительство подумало: «Зачем получать только 50% прибыли, а остальную половину отдавать миноритариям, если можно забрать все деньги через налог?»
Так вот, рост на 6% — это после изъятия триллионного налога на добычу полезных ископаемых (это примерно 19,3 млн долларов). Если считать без него, то нефтегазовые доходы России упали бы на 41,2%. Вот примерно столько российский бюджет будет недополучать доходов с нефти и газа.
Стоит ли говорить, что это слишком много? Именно поэтому пришлось принять новое бюджетное правило. Чтобы компенсировать образовавшийся дефицит, теперь из ФНБ будут продавать юани и покупать на них рубли. Это позволит поддерживать бюджет.
К чему это приведет?
Последствий можно выделить два. Но они очень интересны.
Во-первых, рубль начнет укрепляться. Центробанк будет продавать валюту на внутреннем рынке, создавая спрос на рубль и повышая его цену. 12 января рубль укрепился к доллару с 72 до 67,5. А если цены на российскую нефть продолжат падать, то придется покупать больше рублей для бюджета, и укрепление рубля может еще усилиться.
Во-вторых, укрепляющийся рубль создаст для бюджета еще больше проблем. Интуитивно кажется, что укрепление национальной валюты — это что-то хорошее. Но в финансах нет ничего без обратной негативной стороны.
Крепкий рубль еще сильнее снизит поступления в бюджет от экспорта. Давайте я лучше на примере покажу.
- Если экспортер, например, «Роснефть» заработает $100 на продаже нефти, то по курсу 100 рублей за доллар — это 10 000 рублей.
- А если «Роснефть» продаст нефть на $100 с курсом 50 рублей — это только 5000 рублей дохода. Вдвое меньше, хотя продажи такие же.
В итоге, кроме того, что сам объем продаж экспортёров сильно падает, дополнительно упадет ещё и количество заработанных рублей.
- Меньше прибыли компаний идет в госбюджет
- Меньше налогов на доходы
- Меньше экспортных пошлин и других налогов
- Меньше объем денежной массы, который экспортеры приносят в экономику.
Получается достаточно сложная ситуация. России приходится продавать свои запасы валюты, чтобы пополнять бюджет. Но само это действие приводит к новым проблемам с дефицитом бюджета.
Хватит ли у России денег? Не случится ли коллапс бюджета
Давайте переходить к конкретным цифрам. Минфин, по словам самого министра Силуанова, ожидает в январе недополучение в бюджет 54,5 млрд рублей. На эту сумму они планируют продать юани. Равными долями каждый день, чтобы не вызвать сильный перекос на валютном рынке.
Но предположение о дефиците в 54,5 млрд рублей сделано по средней цене Urals (российская марка экспортной нефтяной смеси) за прошлый месяц. Примерно $50 за баррель.
Но сейчас Urals столько не стоит. По данным Bloomberg, 6 января в порту Приморск баррель нефти марки Urals продавался по $37,80 (вдвое дешевле, чем Brent — эталонная марка нефти — в этот же период).
Так вот, если мы считаем, что $60 — это ориентир для нового правила, а при $50 возникает дефицит в 55 млрд, то мы ориентировочно можем посчитать, что при $37 будет уже 126 млрд рублей в месяц.
В декабре в Фонде национального благосостояния было 310 млрд юаней. Или примерно 3,1 трлн рублей. А значит, даже в таком режиме Россия сможет закрывать дефицит в бюджете в течение 24 месяцев.
А это значит, что никакого коллапса бюджета в России в ближайшей перспективе ждать не стоит. Денег в Фонде национального благосостояния в такой ситуации хватит надолго. Но не стоит забывать, что:
- В феврале вступят в силу аналогичные санкции по нефтепродуктам.
- Вполне возможно дальнейшее падение цен как отдельно на Urals, так и на нефть в целом.
- Расходы бюджета в состоянии войны постоянно растут.
Поэтому при всей устойчивости бюджетно-финансовой системы России как минимум можно отметить факт, что денег теперь российскому бюджету официально не хватает. Приходится использовать резервы.
- Справка
ФНБ — это резервный фонд бюджета, в который распределяются излишки сверхдоходов от продажи энергоресурсов. При высоких ценах на энергоресурсы фонд пополняется, а при низких — расходуется. Это так называемое бюджетное правило, предназначенное для сглаживания эффекта от ценовых колебаний на сырье: когда нефть стоит относительно дорого — часть дохода откладывают, когда дешево — берут средства из накоплений. По старому бюджетному правилу цена отсечения $45 за баррель, по новому — $60.
Почему именно юани? Во-первых, это одна из доступных валют в резервах России. Более того, там нет больше ничего. Вся остальная ликвидная часть резервов заблокирована. Доллары, евро и фунты заблокированы, а остальное либо в рублях (которые на рубли не обменяешь), в малоликвидном золоте и в юанях (по сути, единственный вариант).
Во-вторых, Китай стал основным торговым партнером страны после вторжения в Украину, а с его компаниями нужно расплачиваться юанями.
Влад Грати
Читайте другие материалы автора:
- 3 главных экономических события 2022-го — итоги года подводит эксперт nokta
- Торможение инфляции, падение ВВП и конец энергокризису — 3 прогноза на 2023 год
- Потолок цен на российскую нефть: работает ли и будет ли коллапс бюджета РФ — анализ
- Снижение ключевой ставки — спорное и рисковое решение Нацбанка Молдовы, которое никто не заметил
- Процентная ставка. Как выбирать вклады и кредиты в банке — инструкция
nokta
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, где мы публикуем самые важные новости дня, а также следите за нашими публикациями на YouTube, в Facebook, Одноклассниках, Instagram и TikTok.