«Идет в частную компанию и обследуется платно»: почему государственные медучреждения не покрывают все нужды пациентов?
У государственных медучреждений нет полного спектра оборудования, которое нужно для диагностики пациентов, поэтому они заключают договора с частными компаниями. О том, насколько эффективно данное сотрудничество и как обеспечивается прозрачность в целях борьбы с коррупцией, в эфире Nokta Forum обсудили эксперт и представители медицинских учреждений.
Госучреждения обязаны сотрудничать с частными компаниями
Государственные медучреждения обязаны сотрудничать с частными компаниями. Если в какой-то государственной больнице нет необходимого оборудования, то пациент должен пройти его в частной клинике за счет государства. Об этом рассказала Наталья Заришняк, начальник отдела по связям с поставщиками и исполняющая обязанности директора территориального агентства Юг Национальной компании медицинского страхования.
— Если центр здоровья не имеет рентген-аппарат в своем учреждении, он обязан заключить контракт с поставщиками. В этом году медицинская страховая компания в контрактных условиях предусмотрела, что на 10% из суммы контракта медучреждение обязано предоставить услуги населению, которые покрыты единой программой. Проще говоря, бесплатно по полису.
«У частных компаний свои личные интересы»
Частные компании не всегда вовремя оказывают услуги, необходимые для пациента ввиду собственного графика работы, отметила лидер правозащитной организации Lex XXI, эксперт в сфере борьбы с коррупцией Диана Гросу. То есть сначала они оказывают платные услуги, а потом принимают пациентов из больниц по полису.
— Эти лаборатории иногда очень хорошо дружат с администрацией [госучреждений], и случается так, что нет проверки, в какое время они делают анализы, тесты. У них свои частные интересы. Например, когда был ковид, они сначала делали тесты на ковид, на которых зарабатывали большие деньги, а те, кто в стационаре, — подождите. Никто не анализирует время, когда они делают эти тесты. Я считаю, что очень большие риски коррупции в медицине, очень большие риски в предоставлении этих услуг.
«Госучреждения должны покупать свое оборудование, но это дорого»
Диана Гросу рассказала случай, когда отсутствие оборудования на местах может стоить пациенту жизни.
— В Бельцах был такой случай: после тяжелейшей аварии человек в тот же миг должен был проходить МРТ. А Magnific (частная клиника) находится не рядом с больницей, а чуть дальше. Его отвозили туда, потом обратно в больницу. А иногда нужно было ночью пройти обследование, но частная клиника не работала. Дошло до большого скандала со стороны родственников. В государственной медицине мы должны развивать наши лаборатории, закупать наши томографы.
Директор частного диагностического центра в Комрате Николай Стоянов согласен с тем, что госучреждения должны предоставлять весь спектр услуг, но это, по его словам, для государства пока непосильно.
— Я согласен, что все услуги должны оказывать государственные медицинские учреждения, но давайте посчитаем, сколько нужно государству вложить в государственные медицинские учреждения, чтобы там не арендовали частные компании, лаборатории или другое?
Эффективный менеджмент = качественная работа учреждения
Хорошие условия в медучреждении могут быть только при наличии эффективного менеджера, который должен искать способы, как обеспечить больницу недостающим оборудованием и услугами. Руководитель имеет возможность обращаться к международным партнерам и фондам. Но, по словам Дианы Гросу, далеко не все менеджеры это делают.
“Для того, чтобы что-то получить, нужно обратиться в местную администрацию, посольства, фонды, Patreon (платформа в интернете для сбора средств) запустить. А вы спросите, какую платформу они используют? Они ничего не делают?” — задала вопрос эксперт в сфере борьбы с коррупцией.
Николай Стоянов отметил, что менеджмент работает очень плохо, потому что во главе больниц становятся врачи, которые учились лечить, а не управлять.
“У нас очень плохо работает менеджмент. Люди, которые становятся главами районных больниц, их надо надо учить работать. Он учился 7-9 лет оперировать или лечить человека, но его никто не учил управлять этим медицинским учреждением”, — отметил Николай Стоянов.
Наталья Заришняк проинформировала, что в страховой компании существует Фонд развития и ежегодно проводится конкурс проектов, в которых могут участвовать медицинские учреждения.
Кроме того, медучреждения могу использовать сэкономленные средства на закупку оборудования.
Качественный мониторинг в медучреждениях
По словам Дианы Гросу, со стороны Национальной кампании медстрахования нет адекватного мониторинга, и дело доходит даже до того, что в медучреждениях воруют медикаменты. Это делается путем внесения в рецепт пациента дополнительных лекарств, которые ему не нужны. Все это происходит после того, как пациент уходит и его запись переписывается.
— Мы узнавали от врачей, что их заставляли переписывать медикаменты. Пациент, наверное, и не знал, сколько ему прописали медикаментов. Это очень тяжело анализировать прокуратуре, здесь нужны какие-то специальные навыки.
За качеством работы учреждений отвечают административные советы. Но проблема, по словам Дианы Гросу, состоит в том, что, чаще всего, в составе этих советов подконтрольные кому-то люди и они могут препятствовать работе менеджеров.
— Это какие-то подконтрольные люди, которых не интересует, что хочет менеджер, и они подпишутся на любой бумажке.
«Пациента не интересует коррупция, если он заболел»
Директор диагностического центра Николай Стоянов отметил, что пациент, которому нужно срочно пройти обследование, не будет думать о возможных коррупционных рисках. Главный приоритет — скорость получения диагноза.
— Проблема в том, что человеку приходится ждать месяц, полтора или два, потому что все запланированные диагностики (в госучреждениях) закрыты. Для пациента не важно: есть коррупция или нет. Для человека проблема — вылечиться. Для него нет разницы, где он пройдет обследование, в государственной клинике или в частной. Ему нужно получить результат. Он берет деньги и идет в частную компанию, платно проходит.
В день, по словам Стоянова, пациент может сделать не более пяти обследований бесплатно в частной клинике по полису.
Заришняк Наталья напомнила, что каждый пациент может запрограммировать прохождение медицинской услуги без семейного врача, выбрать учреждение, день и время. Чтобы записаться на прием к врачу, пройдите по ссылке и прочтите инструкцию.
Проект «Укрепление верховенства закона и механизмов борьбы с коррупцией в Республике Молдова» финансируется совместно Европейским Союзом и Федеральным министерством экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ) и реализуется Обществом международного сотрудничества Германии (GIZ). Партнерами проекта в регионе развития «Юг» являются “Pro-Europa” и “REDI”, которые реализуют проект «Содействие вовлечению гражданского общества в процессы построения антикоррупционной инфраструктуры в южном регионе Республики Молдова».
Общественная организация «Пилигрим-Демо» является бенефициаром в рамках национального проекта Европейского Союза и Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ) и реализует проект «Нулевая толерантность к коррупции».
Читайте и смотрите также:
- Колхоз “Победа” в Копчаке присвоил все склады: как это вышло и почему фермеры не могут поделить “наследство”
- Nokta VOX: собирать деньги на подарки к 8 Марта учителям и воспитателям — это коррупция?
- «Я однажды видела дневник ученика, где было написано: „Завтра День учителя, обязательно 50 леев“. Это вообще перечеркивает всё образование» — эксперт по борьбе с коррупцией
- Школьные поборы vs родительская ассоциация: как помочь школе и не стать коррупционером?
- От дискриминации до смерти — жители юга Молдовы о том, к чему приводит коррупция
- Nokta VOX: Зачем нужен медицинский полис?
- Почему мелкие квотчики в убытке и как захватываются бесхозные земли: эксперты о коррупционных связях в сельском хозяйстве
- «Не хотят лишних проблем» — почему студенты молчат о коррупции в вузах и как с ней бороться?
- Nokta VOX: Что думают о врачах и медицинской помощи жители Тараклии?
nokta