Гагаузские депутаты просят Санду «не ликвидировать суды в Гагаузии» — что тут не так
Сегодня, 17 июня, на сайте Народного собрания Гагаузии опубликовали обращение президиума НСГ президенту страны Майе Санду. В нем депутаты заявляют, что принятые Парламентом правки в карту судов Молдовы, которые подразумевают переподчинение суда в Вулканештах и Чадыр-Лунге и Апелляционной палаты Комрата Кагулу, лишают гагаузов права на доступ к правосудию. Так ли это?
Что случилось?
12 апреля Парламент Молдовы проголосовал в первом чтении за проект закона о реорганизации судов (так называемой “карте судов”), предложенного Министерством юстиции.
Как пояснили в Парламенте, законопроект предполагает, что в стране останется 14 судов первой инстанции и три Апелляционные палаты, при этом число территориальных офисов не изменится, только некоторые будут переподчинены. Например, Дондюшанский офис относился к Единецкому суду, а будет относиться к Дрокиевскому. А Вулканештский офис переходит от подчинения Комратскому суду к суду в Кагуле.
Позже в Министерстве юстиции в ответ на запрос nokta рассказали, что законопроект о реорганизации судов появился не в этом году. Он был инициирован на основании Стратегии по обеспечению независимости и неподкупности правосудия на 2022–2025 годы.
Главная цель реорганизации — повышение качества правосудия и обеспечение рационального использования государственных денег.
По статистике, в 2023 году в национальных судах находилось на рассмотрении 353 201 дело. Большая часть из них, 122 846 дел, находилась в Кишиневском суде, а 43 177 дел — в Апелляционной палате Кишинева. Самый низкий объем работы на уровне судов первой инстанции был в Криулянах и Новых Аненах. Что касается апелляционных палат, меньше всего дел было зарегистрировано в Апелляционной палате Комрата.
Законопроект не направлен на сокращение или увеличение численности судей или работников судов и апелляционных судов. Кроме того, судьи и работники офисов, формально переведенные в другие суды, фактически продолжат работать по прежнему месту работы. Единственное отличие заключается в том, что с административной точки зрения они будут считаться работающими в других судах. Так, Апелляционная палата Комрата сохранится в том же составе и том же месте, только войдет в Южную Апелляционную палату, которая будет состоять из центрального офиса в Кагуле и дополнительного в Комрате.
Иными словами, все инстанции физически остаются там же, где были до реорганизации и продолжат работать в том же формате, что и до этого, а значит, и необходимость граждан ездить на суды в другие города и запрашивать там переводчика отпадает.
- Подробнее об этом мы писали тут: Реорганизация судов в Молдове и при чем тут урезание полномочий Гагаузии — разбор nokta
В начале июня в Комрате прошла встреча госсекретарей с примарами, куда явились и депутаты НСГ, хотя их не приглашали. А башканка Гуцул вместе со спикером Дмитрием Константиновыми вовсе требовали эту встречу бойкотировать. Среди прочих тем обсуждали и реорганизацию судов в Молдове. Сторонники Шора и депутаты НСГ пытались упрекнуть докладчиков в неуместности и нецелесообразности реформы. Те, в свою очередь, призвали «не политизировать процесс», который не относится к ущемлению прав Гагаузии. Однако шоровцы всё равно остались недовольны, а некоторые и вовсе покинули зал.
Гагаузские депутаты: реорганизация — антинародная, ущемляет наши права
Несмотря на все объяснения представителей Минюста, президиум Народного собрания сегодня направил президенту Молдовы Майе Санду обращение, в котором в очередной раз назвали реорганизацию ущемляющей права жителей Гагаузии, антинародной, антигагаузской дискриминационной. Помимо Вулканештского суда и Апелляционной палаты в Комрате в заявлении депутатов появился судебный офис в Чадыр-Лунге, который тоже, по их словам, переносится в Кагул.
При этом в документа Правительства такого пункта нет. Так сказано, что офис в Чадыр-Лунге объединяется и подчиняется Комратскому.
По словам депутатов, во время реорганизации не учитывались границы административно-территориальных единиц, что повлечет за собой негативные последствия, потому то жители Гагаузии не владеют румынским и им далеко ехать в Кагул. При этом депутаты упускают (умышленно или нет) тот факт, что фактически судебные инстанции останутся там же, где они сейчас, и никому никуда не придется ехать.
Другой аргумент, к которому обращаются депутаты — это особый правовой статус Гагаузии. По их мнению, юридическая реорганизация судов является прямым его нарушением и «крайне отрицательно скажется не только на эффективности деятельности судебной инстанции, но и на
функциональности автономии, а также на уровне защиты прав и законных интересов
жителей этого района». Конкретных аргументов в пользу этого тезиса приведено не было.
Обратим внимание: единственное, что устанавливает Закон об особом правовом статусе, на который ссылаются депутаты, — то, что судей судебных инстанций Гагаузии представляет Народное собрание, но согласовывает кандидатуры исключительно Высший совет магистратуры, а назначает президент своим указом. Причем, как правило, до достижения предельного возраста. Пока ни о каких вакансиях в Вулканештском суде и Апелляционной палате Комрата не сообщалось, т.е. никаких изменений в уже существующем составе нет. А никакого другого влияния на судебные инстанции по закону региональные власти оказывать не могут и не имеют права.
В итоговой части депутаты заявили, что предлагаемая ликвидация судебных инстанций автономии и передача части населенных пунктов под юрисдикцию судебного округа другой административно-территориальной единицы страны, повлечет за собой обратный результат и абсолютно неприемлем для жителей автономии. Какой результат считать обратным и почему он неприемлем для жителей, тоже осталось без объяснений.
Читайте также: