«Всё по фэн-шору» — главные успехи и неудачи Гагаузии за 2024 год
Примар Комрата Сергей Анастасов и гражданские активисты Екатерина Жекова и Андрей Шевель поделились своим мнением о достижениях и разочарованиях автономии в минувшем году, а также выразили надежды и опасения на 2025 год.
Достижения года
Концерты, «реанимация» межпарламентской группы и «Европейское село»
Примар Комрата Сергей Анастасов практически не назвал успехов автономии за 2024 год, отметив только культурные мероприятия и ремонт некоторых дорог.
– Достижений относительно наших городов мы не видим. Относительно ряда сел, где хоть построили пару дорог, это, конечно же, значимые проекты были в любом случае. Там, где 70 лет не было дорог, они появились. Но это очень мало относительно даже тех средств, которые Гагаузия получает с 2014 года из бюджета Республики Молдова. Касаемо городов Чадыр-Лунги, Комрата, Вулканешт — не сделан [региональной властью] ни один проект. Надеемся на 2025 год — может быть, хоть пару улиц сделают своих региональных, мы не говорим о наших (внутри населенных пунктов) улицах.
По части отдыха мы видим, что везде, практически в каждом селе проводятся концертные программы — это достижения, которые тоже нужны, никто не против этого. Проводятся разные мероприятия. Но относительно реконструкции школ и т.д. — этого очень мало. Практически весь бюджет автономии расходуется не на то, что нужно. То есть, нет инфраструктурных проектов, нет того, что было обещано — уже скоро будет два года, как план «Край мечты» к нам пришел: обещали и трамвай, и аэропорт, и очень много чего. Но в итоге ничего из этого [не реализовано]. Даже те средства, которые есть в нашем бюджете автономии, не расходуются так, как люди хотят.
Гражданский активист Андрей Шевель, в свою очередь, среди достижений Гагаузии в 2024-м назвал «работы по реанимации межпарламентской группы» в конце года и встречу руководства страны с представителями гагаузского сообщества. Эту встречу Шевель считает исторической.
— Также именно примарии Гагаузии активно участвовали в программе «Европейское село», было 15 проектов — это достаточно много. Были определенные инвестиционные проекты за счет сотрудничества местных властей с центральными властями, с европейскими донорами.
«Всё по фэн-шору»
Своим мнением поделилась и гражданская активистка Екатерина Жекова, в прошлом — депутат Народного собрания Гагаузии и директор компании GRT.
— Для начала скажем, что значит достижения? По-моему, говоря о жизни Гагаузии, достижения – это конкретные результаты в работе, рост показателей в экономике, открытие новых рабочих мест, увеличение финансирования различных программ, повышение качества работы публичных органов, нестандартное, но эффектно сработавшее управление и многое другое. В конце концов, достижения – это то, чем можно гордиться, это череда успехов, выстроенная в одну линию в движении автономии к тем целям и задачам, которые перед собой ставила власть. Почему власть? Потому что, доверив управление автономией избранным лицам – башкану и депутатам НСГ, люди ожидают конкретных действий власти, которые отразились бы на их жизни.
Мне очень сложно сказать, какое такое действие башкана, ее Исполкома и НСГ сделали жизнь автономии лучше хоть в каком-нибудь направлении. Я стараюсь быть объективной, говоря об этом, но невозможно не заметить шулерства двух игроков во власти – башкана Евгении Гуцул (читай Шор) и председателя НСГ Дмитрия Константинова.
Когда башкан Гуцул в сентябре 2023 года объявляет, что провела встречу с какими-то турецкими инвесторами и «обсудила готовность строительства современного аэропорта в Гагаузии с ориентировочной стоимостью в 200 млн евро» и в течение 3-4 месяцев завершатся работы по проектированию обещанного ею (и Шором) аэропорта (Airport Gagauz Yeri), и весь 2024 год об этом фантастическом проекте не говорит ни слова – это ли не шулерство?
Лживое предвыборное обещание Гуцул-Шора, которому не суждено сбыться, в силу определенных технических, финансовых и других аргументов, в 2023 году еще упоминалось как-то башканом, чтобы «подогреть» своих избирателей, а в 2024 году об этом проекте «слышно» молчание. В народе говорят, что дурной пример заразителен. Так вот, пример с обещанным и не построенным аэропортом подала бывший башкан Ирина Влах, а чем Гуцул и уж тем более Шор хуже, взяли и повторили ложное обещание с одной разницей – с визуализацией будущего аэропорта в предвыборном видеоролике.
Тот факт, что в бюджет 2024 года были заложены выплаты на зимний период по 700 леев на пенсионеров и выплачено лишь 400 леев – это ли не шулерство? Пообщайтесь с получателями этой помощи, полагаю, они дадут оценку более точную.
Тот факт, что меньше в 2024 году на территории Гагаузии во время каких-то мероприятий разворачивался передвижной экран с онлайн связью с беглым гражданином Шором, конечно, радует. Очевидно, что эта реакция на критику и депутатов НСГ, и представителей общественности в адрес башкана, что нужно дистанцироваться от Шора. Но не тут-то было. В 2024 году жители автономии чаще видели выступления башкана на каких-то политических ярких и помпезных мероприятиях в Москве, чем в Гагаузии. Всё по «фэн-шору» — видимо, самые благоприятные для автономии идеи находятся там и прилив энергии Гуцул, Константинов еще ряд депутатов и ее сподвижников в Исполкоме получают там. Оно и понятно, почему. Вернее, после заявления Шора в программе у российского журналиста Алексея Венедиктова на канале RTVI (дословно) «я же выиграл Гагаузию», все понятно. И даже понятен цинизм.
Положительным моментом в жизни автономии в 2024 году считаю то, что примары сел и городов, думая о реализации программ развития своих населенных пунктов, продолжили сотрудничество со структурами власти в Кишиневе, и Европейские фонды были доступны для всех жителей автономии, желающих участвовать в грантовых программах и привлекать миллионы леев и евро как для благоустройства сел, так и для саморазвития и развития сообществ.
Успех приходит, когда сочетаются упорство и тяжелая работа. Есть в автономии люди, которые продолжают упорно трудится, и именно они дают шанс автономии развиваться и становиться успешной.
Разочарования года
«Данная власть не преследует цели развития»
— У нас до сих пор не появилось ни символов, ни атрибутов Гагаузии, нет у нас детских садов полностью на гагаузском языке, [аутентичных] названий улиц и много чего ещё. Нет такого, чтоб мы действительно почувствовали, что это гагаузская автономия, — говорит Сергей Анастасов.
— Ещё одно разочарование — эта политическая борьба, которая началась вместо того, чтоб строить инфраструктуру, находить общий язык. 2024 год охарактеризовался кучей митингов — понятно, что проплаченных, бесплатно туда никто не приходил. Митинги были против центральной власти, часто там хаяли примаров, называли нас предателями, потому что мы общаемся с центральными властями. Но мы всегда с ними общаемся — и 10 лет назад тоже — и общаемся, чтобы развивать свои населенные пункты.
Если нас сегодня ругают за то, что мы общаемся с центральными властями, с международными нашими партнерами во благо развития наших городов, то понятно, что данная власть не преследует цели развития, иначе они нас не ругали бы. Потому что получается, что сами не инвестировали никаких проектов, но и при этом примарскому корпусу также запретили.
И нас очень сильно разочаровало, что из собственных доходов Гагаузии даже 10% не поступает на развитие сел и городов. Сумма контрибуции (вклада властей автономии в грантовые проекты, которые выигрывают примарии и учреждения Гагаузии — прим. nokta) уменьшается с каждым годом. Если в 2018-2019 году сумма [фонда возмещения/контрибуции] была более 100 млн леев, то сегодня 15-20 млн уже. Хотя бюджет Гагаузии уже полтора миллиарда.
И очень разочаровала нас потеря проектов «Упаковочный двор», отсутствие желания строить лицей и даже контрибуцию оплачивать. Очень разочаровал нас тот факт, что нарушили свой же закон автономии на выделение контрибуции. Контрибуции на лицей им. Эминеску не выделены, примарии пришлось взять кредит, чтобы завершить проект.
Сильно разочаровало, что в школах, которые на балансе автономии, не проводятся никакие ремонты, делается очень мало. Даже до 2014 года, когда школы были на балансе примарий, предыдущая власть и то намного больше делала в них, чем за это время — с 2015 по сегодняшний день. Они ссылаются на то, что школы на балансе якобы примарий как здания, хотя бюджет школ находится у них. Это трансферты из республиканского бюджета. Мы за те же средства, трансферты, которые также поступают из республики, ремонтируем детские сады, которые у нас на балансе. У нас детские сады очень современные и благоустроенные.
Кроме прочего, Анастасов называет разочарованием года GRT, который содержится на налоги жителей автономии, но при этом «ведёт себя как частное медиа», перестав показывать альтернативные мнения тех же примаров.
Комментируя энергетический кризис, примар Комрата сетует на то, что Гагаузия не готова к поднятию цен на энергоресурсы.
— Нет систем геотермальных отоплений, систем тепловых насосов, альтернатив газу. Эти системы так и не появились в автономии, потому что не было приоритета. И такие системы не только для бюджетных учреждений нужно внедрять, но и в частном секторе, потому что мы должны быть готовы ко всему.
«Еще больше произошел раскол»
Андрей Шевель также склоняется к тому, что отрицательного в 2024 году в Гагаузии было больше, чем положительного.
— Еще больше произошел раскол между центральными властями и региональными. То есть, та тенденция, которая была, продолжилась в еще худшем виде. Было довольно много особо агрессивных, скандальных высказываний представителей региональной власти в адрес центральных властей. Было очень много поездок руководства Гагаузии в Россию как страну-агрессор, что еще больше дипломатически нас отдалило.
Также в 2024 году, если подводить итоги, был бюджетно-экономический кризис, по финансовой части, мы видим итоги плохие. Далее — отсутствие стратегии развития региона и на 2024 год, и на 2025 год. То есть нет никакого плана и нет никаких перспектив.
«Коллапс бюджета Гагаузии очевиден»
— Разочарований у меня нет, потому, что я не была очарована избранной и действующей властью в автономии, — отвечает Екатерина Жекова, — Я такого башкана не выбирала, но в демократическом обществе решение суда об избрании главы автономии – повод для принятия решения большинства. Я, как и многие активные жители автономии, подвергаю критике и высказываю свое отношение к действиям власти через доступные мне средства.
Одним словом, весь 2024 год для меня — это продолжение позора власти Гуцул (читай Шора) в тандеме с Константиновым, потому что этот союз скреплен человеком, осужденным в Молдове на 15 лет. Этот тандем продолжает унижать Гагаузию, поэтому автономия два года остается в изоляции и никто из международных структур не спешит устанавливать контакты с такими управленцами региона, и уж тем более обсуждать проблемы и помогать в их разрешении.
Поэтому и 30-летие автономии не получилось событием, которое что-то дельное сказало бы устами власти Гагаузии для ее жителей. Это просто очередное собрание в Доме культуры города Комрата и очередная порция каких-то воинственных заявлений без признания собственных ошибок и без ответов на главный вопрос – ради чего создавалась и чего достигла автономия.
Радует тот факт, что число разочарованных в тандеме Гуцул-Константинов (и Шор с ними) становится больше, а это означает, что идет процесс осознания того, что эта власть несостоятельна, кукловод далеко и дела зашли глубоко. Финансовый коллапс бюджета Гагаузии очевиден, и это напрямую говорит от профнепригодности власти.
Надежды и опасения на 2025 год
«Единственная надежда — это бюджет вне автономии»
Мы также спросили об опасениях и надеждах на новый год — снова в контексте Гагаузии. Сергей Анастасов главным опасением назвал то, что местные органы власти снова останутся «в стороне», то есть без поддержки региональной власти.
— Уже исходя из принятого бюджета, [можно судить, что] полностью изолировали местные органы власти, села, города — практически уже ничего не выделяют на их развитие. То есть мы обречены еще на следующее десятилетие оставаться без развития. А без развития вы можете набирать еще сотни чиновников на работу, еще можно делать сотни социальных проектов, но если не будет инфраструктуры, люди не начнут жить в нормальных условиях, то у нас молодежи не останется. То есть это, конечно же, опасение очень большое. Приоритеты властей не такие, какие должны быть. Люди хотят одно, а делается другое.
У нас единственная надежда — это бюджет вне автономии: международные партнеры, доноры, бюджет из Республики Молдова.
Выборы в НСГ и Парламент
— Очень много надежд возлагается, во-первых, на выборы в Народное собрание Гагаузии, — говорит Андрей Шевель, — так как если будет сформировано большинство, которое сможет изменить ситуацию, которое сможет отправить в отставку нынешний Исполнительный комитет Гагаузии и назначить новые выборы, это, конечно, будет положительным шагом.
Второй важный момент — это, конечно, парламентские выборы. Очень многое будет зависеть от них, и если кто-то из представителей нашего региона будет включен в парламентские списки, особенно по представительству правящей партии — это станет, конечно, хорошим шагом, который покажет, что центральным властям действительно важно, чтобы кто-то из Гагаузии представлял наш регион в Парламенте.
А опасения такие, что, возможно, итоги парламентских выборов вызовут институциональный кризис, то есть не будет сформировано какое-то мажоритарное большинство в Парламенте и получится, что мы не сможем сформировать даже кабинет министров. Это первый момент. И второй момент, что новый состав Народного собрания Гагаузии продолжит поддерживать тот курс, который ведут региональные власти.
«Жить под мирным небом — самое простое желание человека»
— Мои надежды сопряжены с моим давним и искренним желанием, чтобы жители автономии, пусть даже от несмелого, но разочарования от власти, перешли к серьезному анализу действий избранных лиц по формуле «что обещали и что делают», «что говорили и что говорят», — высказывается Екатерина Жекова, — И тогда мы, как избиратели, научимся подвергать сомнению все, что могут наобещать и наговорить политики. Только такой подход поможет нам всем избирать лучших для правления автономией.
Не хочу быть неверно понятой, но у меня нет опасений. Я знаю, что все будет так, как должно быть, я полагаюсь на Всевышнего во всем. Но меня не покидает боль за умирающих в Украине и считаю это самой страшной трагедией, конца которой не видно, к сожалению. Жить под мирным небом — самое простое желание человека, а у наших соседей-украинцев это желание отняли. Нам важно осознать цену действий властей автономии и рисков, которые могут быть для Гагаузии и ее жителей — и в целом для нашей красивой и пусть сложно, но развивающейся Молдовы. Все дело в разумном и в человечном подходе ко всему.
Я верю в свою страну и знаю, что жители автономии уже делают выводы, а это главное. Вслед за ошибками приходят верные решения. И у Гагаузии все еще впереди, равно как и у Молдовы!
Читайте также:
- «Нас ждёт один из самых непредсказуемых годов» — 3 главных экономических прогноза на 2025 год от эксперта nokta
- «Многое зависит от того, как мы переживём эту зиму» — политические ожидания от 2025 года
nokta